Великий австрийский композитор и дирижер Густав Малер
Книжная выставка
7 июля в отделе искусств открылась книжная выставка, посвященная 160-летию со дня рождения австрийского композитора Густава Малера. Личность композитора очень точно охарактеризовал Томас Манн: «Человек, в котором воплотилась самая серьезная и чистая художественная воля нашего времени».
Густава Малера можно назвать композитором по сути, а не по профессии. Ему удавалось писать музыку только в свободное от основной работы время. Его жизнь была связана с театром и дирижированием.
Творческое наследие Малера поражает самоограничением. В нем нет ни одной оперы, хотя лучшие оперные труппы мира были в распоряжении композитора. Наследие включает только симфонии и песни. Казалось бы дистанция огромного размера между этими жанрами. Но в творчестве Малера они тесно связаны между собой. В этом сказывается глубокая национальная сущность творчества композитора.
Издание Л. Михеевой «Густав Малер (1860-1911) являет краткий очерк жизни и творчества» (Москва, 1972). В книге подробно описаны все периоды становления Малера как творческой личности, представлены интересные факты биографии композитора.
В годы студенчества становится понятно, что Малер – не пианист, он – композитор. В 1888 году Малера пригласили возглавить Королевскую оперу Будапешта, в которую он буквально вдохнул жизнь. Через три года он занял пост первого капельмейстера Городского театра в Гамбурге, где стал истинным кумиром публики.
Когда в 1897 году он согласился на должность в Венской опере, то на последнем концерте в Гамбурге его вызывали на поклоны не менее 60 раз. Придя в придворный театр третьим дирижером, уже через полгода активной деятельности Малер становится его директором. Он претворяет в жизнь свое видение театра – новыми постановками и художественными находками. С 1898 года он – главный дирижер Венского филармонического оркестра.
Книга известного музыковеда К. К. Розеншильда «Густав Малер» (Москва, 1975) освещает художественное мировоззрение и важнейшие проблемы в творчестве величайшего дирижера в широкой связи с художественной культурой Австрии.
В 1902 году Малер женится на Альме Шиндлер. Она имела композиторские амбиции и слыла музой многих творцов. Эта женщина, как магнит, притягивала выдающихся мужчин. Британская писательница Сьюзен Кигэн в своем издании «Невеста ветра. Жизнь и время Альмы Малер» (Санкт-Петербург,2008) подробно рассказывает о жизни героини, используя ее собственные дневники и воспоминания.
В сборник «Густав Малер. Письма. Воспоминания» (Москва,1968) включены наиболее интересные и ценные материалы, непосредственно отражающие жизнь, исполнительское и композиторское творчество австрийского музыканта, а также оценку его творчества современниками.
Сила гения Малера покоряет всех, кому дорого музыкальное искусство. Что пленяет в его музыке? Прежде всего – глубокая человечность. Композитор понимал высокое этическое значение музыки. Он проникал в самые сокровенные тайники человеческого сознания. Его волновали самые высокие идеалы. Гуманизм, неукротимый темперамент, горячая любовь к людям в соединении с изумительной композиторской одаренностью помогли Малеру создавать его симфонии.
Предлагаемая вниманию читателей монография И. А. Барсовой «Симфонии Густава Малера» (Москва, 1975) – первое большое исследование творчества австрийского композитора на русском языке. Свою работу автор посвятила особенностям симфоний Малера.
В экспозиции выставки также представлены партитуры симфоний и нотные издания вокальных произведений Густава Малера.
Дополняют экспозицию коллекция произведений композитора на СD- дисках и грампластинках.
Книжная выставка проходит с 7 по 21 июля в 27 кабинете (4 этаж).
07.07.2020 | Просмотров: 323