Автор спектаклей, ставших классикой советского театра
Книжная выставка к 95-летию со дня рождения Анатолия Эфроса
1 июля в отделе искусств открылась книжная выставка, посвященная 95-летию со дня рождения театрального режиссера А. В. Эфроса.
Анатолий Васильевич Эфрос – целая эпоха в истории отечественного театра XX века. Его спектакли на сценах Центрального детского театра, Ленкома, Театра на Малой Бронной, Театра на Таганке поражали современников своей оригинальностью и самобытностью.
«Режиссер – это поэт, только он имеет дело не пером и бумагой, а слагает стихи на площадке сцены, управляя при этом большой группой людей» – так определял Анатолий Эфрос главную особенность своей профессии.
Под руководством Эфроса Центральный детский театр был ориентирован, прежде всего, на подростковую аудиторию. При Эфросе он перестал быть исключительно детским. Режиссер говорил на языке, доступном для юных зрителей. В ЦДТ начинали свою карьеру Олег Ефремов, Олег Табаков и Лев Дуров. После того как Анатолий Эфрос сумел сделать популярным ЦДТ, его назначили главным режиссером театра Ленинского комсомола. В нем режиссер отдавал предпочтение современной драматургии, придавая глубину тем пьесам, которые ее не имели. Здесь Эфрос собрал целую плеяду актеров, чьи имена стали известными: Валентин Гафт, Михаил Державин, Антонина Дмитриева, Ольга Яковлева, Александр Збруев. Театр на Малой Бронной называли «театром Эфроса». Под его художественным руководством этот театр стал одним из центров духовной жизни Москвы. Спектакли Анатолия Эфроса становились легендарными. Это «Три сестра», «Ромео и Джульетта», «Женитьба», «Отелло», «Дон Жуан». В каждом спектакле ярко раскрывались удивительные грани таланта актеров Эфроса.
Найважнейшим в театральном творчестве Анатолий Эфрос считал репетиционный процесс. Репетиция стала частью творческой судьбы режиссера, который вместе с единомышленниками-актерами искал и находил мизансцены и ошеломительное прочтение действа, краски и метафоры, художественные образы и характеры, особую атмосферу.
Книга Анатолия Эфроса «Репетиция – любовь моя» (Москва,1975) рассказывает о незабываемых репетициях спектаклей, режиссерских находках и открытиях, ставших событиями театральной жизни страны.
Издание Анатолия Эфроса «Профессия: режиссер» (Москва,1979) насыщено глубокими и емкими размышлениями автора о жизни, о профессии, об окружающих людях, среди которых, - выдающиеся драматурги, прославленные артисты, театральные писатели.
В книге Анатолия Эфроса «Продолжение театрального рассказа» (Москва,1985) представлен анализ им поставленных спектаклей современного и классического репертуара.
В творчество Анатолия Эфроса погружает публикация известного театрального критика Инны Соловьевой «В поисках радости» (Театральная жизнь. – 1990. - № 21) . Радость творчества Анатолий Эфрос познавал вместе со своими единомышленниками, творческими людьми одной группы крови.
«Театральная жизнь» (2004 № 2) обращает к времени Анатолия Эфроса и Натальи Крымовой. Этот человеческий и творческий тандем являет пример высокого служения искусству. Это значимая мысль проходит красной нитью во всех публикациях «Театральной жизни».
«Завещание мастера» - Анатолия Васильевича Эфроса осталось для всех поколений людей, причастных к Театру, осталось на страницах книги «Анатолий Эфрос – поэт театра». Отрывок-завещание опубликован в журнале (Театральная жизнь . – 1991. – № 23): «…Театр остается Театром, местом поклонения, где люди получают высокие нравственные уроки просветления, добра, милосердия…».
01.07.2020 | Просмотров: 399