Выдающийся пианист-виртуоз, основатель Московской консерватории
Книжная выставка к 185-летию со дня рождения композитора, пианиста, дирижера Н.Г. Рубинштейна
11 июня в отделе искусств открылась книжная выставка «Выдающийся пианист-виртуоз, основатель Московской консерватории» к 185-летию со дня рождения композитора, пианиста, дирижера Н.Г. Рубинштейна (1835-1881).
Николай Григорьевич Рубинштейн – русский пианист, композитор, дирижер, общественный деятель и педагог. Книжная выставка представляет вниманию читателя биографические факты и описание профессионального становления выдающегося музыканта.
Николай Рубинштейн не оставил после себя ни мемуаров, ни изложения своих методических принципов. Узнать факты биографии и творческого пути как пианиста и музыкального деятеля можно из монографии Л. Баренбойма «Н.Г. Рубинштейн. История жизни и деятельности» (Москва, 1982). Данное издание составлено на основе статей различных музыковедов, их мемуаров, переписок деятелей искусства, а также воспоминаний и писем А.Г. Рубинштейна и учеников Н.Г. Рубинштейна.
Николая Рубинштейна часто сравнивали с братом, знаменитым композитором и пианистом Антоном Рубинштейном. И хоть манера игры на фортепиано у них была схожа, братья никогда не соперничали. В издании Л. Баренбойма «А.Г. Рубинштейн» (Ленинград, 1962) автор пишет, что после смерти Николая Рубинштейна, его брат в письме к сестре признал игру младшего брата лучшей и недоумевал, почему больший успех пришел к нему, а не к Николаю.
Многие современники (А. П. Бородин, Г. Бюлов, Э. Зауэр) считали Николая Рубинштейна большим виртуозом. В отличие от знаменитого брата, он умел тонко согласовывать все элементы музыкального произведения, так что оно радовало слух своей пропорциональностью, а игра теплотой, темпераментом и чувствами.
Николай Григорьевич был твердо убежден, что в музыкальном искусстве мало быть одаренным, необходимо профессиональное музыкальное образование. Он организовал Музыкальные классы, которые в 1866 году были преобразованы в Московскую консерваторию и сумел собрать уникальный коллектив педагогов, среди которых были Н. Д. Кашкин, П. И. Чайковский, В. Ф. Одоевский. Благодаря ему в консерватории царила атмосфера серьезного и уважительного отношения к музыке и к профессии музыканта.
Статья доктора искусствоведения Элеоноры Федосовой «По высочайшему утверждению» в сборнике «Союз творцов и просветителей: к 150-летию Московского музыкального общества» (Москва, 2012) и альбом «Московская консерватория: материалы и документы в 2 томах» (Москва,2016), посвященный 140-летию Московской консерватории, знакомят читателя с подробностями основания Н.Г. Рубинштейном старейшего московского музыкального заведения.
Со времени открытия консерватории Николай Григорьевич собирал уникальные предметы: ценнейшие рукописи, автографы, издания и иконографические материалы. В статье Евгения Гуревича «К 100-летию дня основания музея им. Н.Г. Рубинштейна: создание, исчезновение, возрождение» (Музыкальная академия – 2011. - № 2) описаны интересные факты создания и современной деятельности музея, основанного на коллекции знаменитого музыкального деятеля.
В отличие от брата, Николай Григорьевич редко концертировал. Для него наиболее весомой была деятельность дирижера. Под его руководством прошло более 250 концертов Российского музыкального общества в Москве, Петербурге и других городах России.
В издании «Наследие: XVIII – XIX века: сборник статей, материалов и документов. Вып. II» (Москва, 2013) упоминается, что Н.Г. Рубинштейн первым занялся воспитание публики. Он добивался безупречной тишины в момент концерта, так как шум и аплодисменты в зале мешали дирижеру.
Пламенный энтузиаст и блестящий организатор Николай Рубинштейн считался душой московской музыкальной жизни, пользовался любовью и огромным уважением современников.
В книге «М.А. Балакирев. Исследования и статьи» (Ленинград, 1961) рассказывается, что русский композитор и пианист Милий Балакирев считал Николая Рубинштейна одним из небольшого числа пианистов-виртуозов, которые могли исполнять произведения любого уровня сложности. Одно из сложнейших произведений Балакирева пьеса «Исламея» была посвящена Н.Г. Рубинштейну.
Музыкальный критик, композитор Г.А. Ларош в издании «Избранные статьи. Вып. 4» (Ленинград, 1977) описывает игру пианиста как «обилие мощи и чувственности», в которой было «торжество мыслящего духа» и ощущалось присутствие высшей силы, ведь Рубинштейн всегда стремился к идеалу.
Издание «Мировая художественная культура. XIX. Изобразительное искусство, музыка и театр» (Санкт-Петербург, 2007) обращает читателей к исполнительскому мастерству пианиста. Николай Рубинштейн искусно исполнял Шопена, Шумана, Листа. Особенно виртуозно играл произведения П.И. Чайковского, созданные композитором с расчетом на гениальную игру Рубинштейна. Великолепный музыкант исполнял произведения, не подстраиваясь под современные тенденции, а оставался верен манере, в которой они были созданы.
Выставка продлится до 26 июня.
11.06.2020 | Просмотров: 356