Великий русский скульптор – автор всемирно признанных шедевров
Книжная выставка к 235-летию со дня рождения П.К. Клодта
2 июня в отделе искусств открылась книжная выставка «Великий русский скульптор – автор всемирно признанных шедевров», посвященная 235 – летию со дня рождения Петра Карловича Клодта.
Клодт был великим мастером в создании скульптурных образов. В историю отечественной пластики он вошел, прежде всего, как крупнейший мастер-монументалист, создатель таких всемирно известных произведений как конные группы Аничкова моста, памятник баснописцу И.А. Крылову в Летнем саду и конная статуя для монумента Николая I в Санкт-Петербурге.
Со времен детства и военной службы питал особую любовь к лошадям. Скульптор тщательно изучал каждый мускул этих животных, зарисовывая их в разных ракурсах и позах. Благодаря этому изображения отличались реалистичностью и изяществом.
Петр Клодт признан основателем анималистического жанра в русской скульптуре, важнейшей темой его творчества было изображение лошадей.
С жизнью и творчеством выдающегося скульптора, одного из основоположников пластического реализма, знакомит очерк искусствоведа В.Н. Петрова «Петр Карлович Клодт (1805-1867)» (Ленинград, 1985).
Клодт принадлежал к небогатой, но очень старинной и родовитой титулованной семье.
Прославленный русский скульптор в юности был офицером. Выйдя в отставку, посвятил себя искусству и за два года самостоятельно освоил технику лепки с натуры. Работа с натуры дисциплинировала художественное мышление ваятеля, помогала ему осознать и продумать свои эстетические позиции.
Теплые воспоминания Георгия Александровича Клодта, правнука великого скульптора, «Лепил и отливал Петр Клодт…» (Москва, 1989) повествуют о духовном влиянии Петра Карловича Клодта на судьбы близких ему людей, на потомков, ставших известными живописцами.
Уникальность таланта Клодта в том, что блистательный скульптор был и превосходным литейщиком. Он отливал не только собственные работы, но также произведения других мастеров, прежде всего памятники для многих городов России.
Кандидат искусствоведенья О. Кривдина в статьях «Петр Карлович Клодт фон Юргенсбург» (Юный художник. – 2000. - № 10) и «200 лет со дня рождения Клодта» (Декоративное искусство. – 2005. - № 5) знакомит с многочисленным творческим наследием скульптора, его прославленными работами, которые стали результатом виртуозного мастерства.
Трудоемкую работу скульптора и литейщика он совмещал с преподавательской деятельностью, был профессором Императорской академии художеств.
Познакомиться с самыми известными творениями Петра Карловича Клодта можно в альбоме «Русская скульптура: избранные произведения» (Ленинград : Москва, 1966).
Особое значение Клодт придавал работе над небольшими эскизами, изображавшими лошадей, над созданием которых трудился все свободное время. Многие конные композиции были переведены самим скульптором в бронзу и стали изысканными камерными произведениями.
Издание Алексея и Александра Цепляевых «Конная скульптура Москвы. Гиппопластика» (Москва, 2014) посвящено произведениям, в которых есть изображение лошади или ее мифологических родственников – кентавров, единорогов, пегасов и гипокампов, являющихся элементами художественного облика города, хранящего дух нескольких эпох. Именной указатель позволяет среди создателей конной скульптуры найти работы П.К. Клодта, украшающие Москву.
Современники писали о ваятеле, что его творения «составляют славу наших художеств», а сам он «завоевал художественные почести и всесветную известность».
02.06.2020 | Просмотров: 374