Создатель национального русского пейзажа
Книжная выставка к 190-летию со дня рождения художника А.К. Саврасова
17 мая в отделе искусств открылась книжная выставка «Создатель национального русского пейзажа», посвященная творчеству русского художника А. К. Саврасова.
Выдающийся пейзажист Алексей Кондратьевич Саврасов является создателем лирического национального пейзажа. Саврасов сумел запечатлеть на холсте поэзию и красоту русской природы, пронизанную неземным светом, передав через нее образ своего народа и любимой им Родины.
Представленные на выставке издания отражают важные вехи из жизни и творчества одного из лучших русских пейзажистов.
Популярное издание Олега Добровольского «Саврасов» (Москва, 1983) из серии ЖЗЛ освещает жизненный путь и формирование творческих интересов художника-новатора на фоне исторических и культурных событий «эпохи реформ», а также его педагогическую деятельность.
Саврасову были близки принципы А. Венецианова, изображавшего реальный быт народа и природу. Однако Саврасов стремился сохранять поэтичность мироощущения, изображать единство человека с природой родного края. «Манер живописи много, дело не в манере, а в умении видеть красоту…», - говорил А. К. Саврасов своим ученикам, среди которых были И. Левитан и К. Коровин.
Процесс становления живописного метода Саврасова, своеобразие его искусства и историческую роль художника в сложении русского пейзажа второй половины XIX века освещаются в монографии историка искусств Ф. С. Мальцевой «А. К. Саврасов. Жизнь и творчество» (Москва, 1977) и в альбоме «Саврасов» (Ленинград, 1989).
Художественный альбом «Саврасов» (Москва, 2000) издательства «Белый город» наряду с великолепными репродукциями художника, структурирует социальные события, повлиявшие на создание знаменитых полотен.
Саврасов раскрывает в своих картинах национальное своеобразие русского пейзажа, с небывалой простотой и непосредственностью, изображая родные равнины и леса. В изданиях «А. Саврасов. Из собрания Государственной Третьяковской галереи» (Москва, 1983) и «Саврасов» (Москва, 1965) описано создание лучших живописных и графических работ художника. Примечательно, что Саврасов был близко знаком с выдающимся деятелем культуры П. М. Третьяковым, а его картина «Вид в окрестностях Ораниенбаума» (1854) стала одной из первых в собрании знаменитого коллекционера.
Важнейшей вехой в судьбе Саврасова стало его участие в организации и деятельности Товарищества передвижных художественных выставок. В книге очерков о художниках-передвижниках «В поисках правды и красоты» (Москва, 1972) Т.А. Савицкая рассказывает, что благодаря картине Саврасова «Грачи прилетели» показанной на первой выставке передвижников в 1871 году, русский пейзаж «зазвучал во весь голос».
«Грачи» Саврасова стали символом целой эпохи в русском изобразительном искусстве. В ряде проникновенных образов художник передал родное для русского человека состояние весенней природы, дышащее поэзией и красотой. О создании шедевра и его художественном значении для живописи написано в статье члена Российской академии художеств В. М. Сидорова «Грачи прилетели» (Художник, 2005, №1) и периодическом издании «50 художников. Шедевры русской живописи» (Москва, 2010, №9).
Саврасов написал более 45 полотен и множество графических рисунков. На его картинах запечатлены просторы родной России, швейцарские Альпы и степи Украины. Искусствовед В. А. Петров в статье, посвященной творчеству А. К. Саврасова (Антикварное обозрение, 2005, №2), подробно рассказывает о самом живописном и эмоционально-содержательном волжском цикле, в котором изображена провинция и великие и бескрайние просторы реки Волги.
Известный исследователь искусства, художник А. Бенуа в издании «История русской живописи в XIX веке» (Москва, 1999) писал, что в Саврасове жила «настоящая душа живописца и настоящий могучий художественный темперамент». Способность художника «внимать таинственным голосам в природе», Бенуа называл священным даром, которым никто из русских художников прежде не обладал.
17.05.2020 | Просмотров: 402