Поиск
Логин:  Пароль:  Регистрация
Поиск:

К архиву новостей

В мире искусства

Книжная выставка

27 апреля в секторе редких изданий, депозитарного отбора и хранения документов открылась выставка «В мире искусства», посвященная 150-летию со дня рождения одного из самых талантливых русских людей, искусствоведа и графика Александра Николаевича Бенуа (1870-1960).

Деятельность А. Н. Бенуа была долгой и разнообразной. Своими монументальными, высоко эрудированными исследованиями искусства, газетными и журнальными статьями, а также живописью, графикой, работами театрального художника, режиссера, организатора и художественного руководителя выставок, реорганизатора музейного дела, энергичного популяризатора забытой родной старины – более полувека он привлекал, убеждал, вел за собою одних и вызывал вражду других.

Предлагаем вам познакомиться с некоторыми изданиями художника, которые в свое время стали переломными в искусстве книжной графике.

Одно из самых популярных изданий «Азбука в картинках» молодого мастера, изданная в 1905 году, ставшая уникальным художественным шедевром по уровню полиграфического исполнения. Задумывая «Азбуку» Александр Бенуа выступает как автор, иллюстратор и оформитель в одном лице. Книга сразу становится особенным и дорогим подарком и завоевывает все большую популярность и ценность.

Печаталась книга способом многокрасочной печати в один прогон с одного клише, позволяющие печать изображений без смещения, в лучшей на то время государственной типографии «Экспедиция заготовления государственных бумаг», оборудованной самой совершенной литографской техникой.

Александр Николаевич изобрел новую художественную конструкцию «Азбуки». Каждая буква это динамичная история. В картинах появляются сюжеты, вырисовываются характеры героев, вводится множество мелких деталей, поглощающих внимание ребенка. Главными персонажами историй становятся арапчонок и два братца в матросских курточках, которые осваивают азбуку вместе с детьми. Арапчонок на титульной странице, первый в алфавите, завершает азбуку умением писать читать и говорить по-русски, а его друзья то играют в войну, то катаются по лужайке у дома, то попадают в сказку и рвут яблоки. Азбука отразила популярные игры, книжки, сказки того времени, манеру одеваться, антураж и быт аристократических домов.

Азбука А. Н. Бенуа пошла дальше и стала основой театральных декораций, её персонажи стали героями музыкальных произведений. В библиотеке хранится репринтное воспроизведение издания 2014 года.

«Пиковая дама» считается лучшим прозаическим произведением А.С.Пушкина, в то же время - это и одно из первых произведений на русском языке, имевших успех в Европе. На французский язык повесть переводили такие классики, как Проспер Мериме и Андре Жид. С рисунками Александра Бенуа оно стало знаменитым и лучшим в истории отечественного книгоиздательства издание повести, выпущенное Товариществом Р. Голике и А. Вильборг в 1911 году.

Первый опыт создания иллюстраций к повести А. Бенуа предпринимал еще в 1898 г., затем в 1905 и 1910 годах, в итоге создал цельный цикл рисунков, передающих дух изображаемой эпохи. Текст обрамлен орнаментальными рамками, стилизованными, как и шрифт, под издания пушкинского времени. Каждая глава украшена отдельным шмуцтитулом и имеет одну страничную иллюстрацию, заставку и концовку, выполненные в цвете. В этой работе кроется неповторимая, органическая эстетика, в иллюстрациях отразилось понимание художником творчества поэта и его эпохи, а вместе с тем и яркое ощущение современности.

«Медный всадник» – последняя поэма великого русского писателя, одно из самых глубоких, смелых и совершенных в художественном отношении произведений, в котором показан весть трагизм русской истории.

Иллюстрации А. Бенуа по сегодняшний день считаются лучшим изображением произведений Пушкина. Работу над серией произведений к «Медному всаднику» художник начал в 1903 году и для того чтобы добиться такого совершенства ему понадобилось потратить 20 лет. За это время художник нарисовал целый цикл из заставок, концовок, набросков и интерпретаций повести. Среди всего цикла проходит тема преследования всадником человека, изображающая жестокую силу и его власть. Петербург изображается как угрюмый городишко, с маленькими домиками и торговыми площадями, без архитектурных произведений и дворцов.

Издание «Медного всадника» с иллюстрациями А. Бенуа стало знаковым событием в истории издательского дела и книжной графики. Художник старался в своих работах изобразить мысли и переживания человека на пороге XX столетия. Именно эта их черта делала иллюстрации весьма современными, бросаясь в глаза каждому поколению ценителей искусства.

Бенуа как никто другой понимал эпоху писателя, а также основы театрального мастерства, позволившие ему придумать такие правдоподобные сцены.

В библиотеке хранятся факсимильные издания произведений.

Талант искусствоведа проявился у Александра Бенуа во время написания главы о русских художниках для третьего тома немецкого издания «Истории живописи в XIX веке» Рихарда Мутера, вышедшего в 1894 году.

Стезя историка искусства продолжилась с написанием самого крупного исследования мировой живописи «История живописи всех времен и народов» став классическим трудом, и впервые выходившем в издательстве «Шиповник» с 1912-1917 года. Замысел издания состоял из полных 4 томов, создавался более 10 лет, но октябрьские события 1917 года прервали выпуск издания, которое закончился на 5 книжке 4 тома, оставшийся текст был утрачен безвозвратно.

Богато иллюстрированный труд является энциклопедией европейской живописи Средневековья и Нового времени. Автор следует географическому и хронологическому принципу, двигаясь от одного периода к другому и освещая наиболее яркие черты того или иного времени на примере конкретных национальных живописных школ - будь то живопись кватроченто на севере Италии, французский и испанский пейзаж XV века или Нидерландская живопись в эпоху Ренессанса.

В этом отношении книга имела конкретный адрес: направленная против декадентства, понимаемого как движение, отказывающееся от реалистических традиций прошлого, она должна была показать, что «передовое художество» превращает живописца в одиночку, который из своей кельи хладнокровно смотрит на переливы красок и форм, не понимая внутреннего смысла явлений и не задаваясь целью понять их.

В библиотеке издания представлены полным первым томом труда и несколькими выпусками последующих томов.

Уникальное художественное издание, поражающее своим размером и качеством печати - «Сокровища искусства: картины знаменитых мастеров» (Санкт-Петербург, 1904). Ценность издания заключается в высококачественных фотогравюрах с медных досок картин мастеров европейской живописи, в печатном тексте на бумаге ручной работы с художественными концовками и буквицами.

В издание вошли 99 репродукций шедевров Рембрандта, Тициана, Ван Дейка, Дюрера, Боттичелли, Рубенса, Рафаэля, Леонарда да Винчи, Микеланджело, Веласкеса и другие. Рядом с главными картинами великих мастеров из всех галерей Европы, взяты и произведения из частных собраний. Так, был выбран ряд лучших картин из сокровищ, накопленных в галереях английской аристократии, в собрании Р. Уоллеса, в Букингемском дворце. Комментарии к картинам были написаны немецкими искусствоведами Вильгельмом фон Боде и Фрити Кнаппом, переведены на русский язык и дополнены Александром Бенуа.

«Мир искусства» - объединения молодых художников, целью которых было формирование новых художественных идей, новой эстетики и внесение в отечественную культурную жизнь новые формы художественно-просветительской деятельности. Главную роль в этой группе играл Александр Бенуа, затем его друг Константин Сомов и Сергей Дягилев, которые впоследствии выпускали журнал с одноименным названием. Он просуществовал 6 лет, с 1899 года до конца 1904 г. Активные сотрудники журнала ежегодно устраивали выставки под тем же названием, широко привлекая современных художников разных направлений, а также неизменно пропагандируя мало известную или забытую отечественную культуру. В библиотеке хранится подшивка журнала за 1904 год.

Экспозиция шедевров книжной графии и полиграфии продлиться до 24 мая.

30.04.2020 | Просмотров: 430

Чтобы оставить свой комментарий зарегистрируйтесь и/или войдите на сайт, используя форму сверху

Министерство культуры Донецкой Народной Республики Портал «Культура Донбасса» Донецкая республиканская библиотека для молодежи Донецкая республиканская библиотека для детей им. С.М. Кирова Донецкий государственный академический театр оперы и балета имени А.Б. Соловьяненко Донецкий государственный академический музыкально-драматический театр имени М.М. Бровуна Донецкая государственная академическая филармония Донецкий республиканский художественный музей Донецкий республиканский краеведческий музей