Балет «Карнавал» Р. Шумана в хореографии М. Фокина
Онлайн Видеолекторий
22 апреля в отделе искусств состоялся видеолекторий, посвященный двум знаменитым юбилярам 2020 года: 140-летию балетмейстера Михаила Фокина и 210 летию со дня рождения композитора Роберта Шумана.
Сотрудниками отдела искусств был представлен к онлайн просмотру балет «Карнавал» на музыку Шумана в постановке Фокина.
Библиотекарь Наталья Ермакова рассказала об истории создания балета, творчестве талантливых авторов, соединивших прекрасную музыку и красоту танца воедино.
«Карнавал» — одно из наиболее известных сочинений немецкого композитора-романтика Роберта Шумана, образец программной музыки. В названиях фортепианных пьес, составляющих непрерывный цикл, отразилось многое из личной жизни автора. Так, именами Флорестан и Эвзебий подписывал Шуман свои статьи в издаваемой им «Новой музыкальной газете». Имя Эстрелла скрывало первую любовь композитора — Эрнестину фон Фрикен. Под Киариной подразумевалась будущая жена — Клара Вик.
Видеолекторий сопровождала коллекция нотных изданий, грампластинок, CD и DVD дисков с музыкальными записями произведений великого композитора. Представленная книжная выставка посвящалась истории русского балета, жизни и творчеству выдающихся деятелей искусства, принимавших участие в судьбе балета « Карнавал».
Балетная реформа Фокина состояла в том, что он возродил мужской танец. До него танцы ставились исключительно для балерин, а партнеры были нужны только для того, чтобы поддержать их в нужный момент.
Этот балет — жемчужина среди балетов Фокина. Он гармоничен от начала до конца, а «Благородный вальс», исполняемый восемью парами, до сих пор остается шедевром вальса.
Творческое кредо М. Фокина: «Плыть против течения!». Именно эти слова он вынес в эпиграф своей книги воспоминаний, именно так он ее и назвал – «Против течения» (Ленинград, 1981) .
В книгах Веры Красовской «Русский балетный театр» (Санкт-Петербург, Москва, 2009), «История русского балета» и в издании Александра Плещеева «Наш балет» (Санкт-Петербург, Москва, 2009) авторы, рассказывая о возникновении и развитии русского балета, отмечают, что имя Фокина занимает видное место в летописи замечательных побед русской культуры.
В работе над спектаклями принимали участие многие известные русские художники (А . Бенуа, Л . Бакст, Н . Рерих) . Эскизы декораций и костюмов к разным балетным и оперным постановкам отражены в книгах С.В. Голынца «Лев Бакст» (Москва, 1992), Е. Орловой «А. Н. Бенуа» ( Москва, 2018), «Художники русского театра 1880-1930» (Москва,1990).
Неоценимый вклад в театральное искусство внес Сергей Дягилев. Многогранная деятельность Дягилева, отражена в его статьях, переписке и воспоминаниях современников - выдающихся деятелей культуры в книге «Сергей Дягилев и русское искусство» (Москва, 1982).
Балет «Карнавал» - гениальное произведение по своему замыслу и смелости воплощения. Особая его прелесть в том, что до сих пор эти миниатюрные сцены поражают и восхищают слушателей глубиной своего замысла, проникновенным лиризмом и потрясающим музыкальным материалом.
Наталья Ермакова пожелала всем нашим удаленным друзьям и зрителям, окунуться в волшебный мир музыки и танца, получения удовольствие от просмотра балета «Карнавал».
22.04.2020 | Просмотров: 508