Сцены из жизни низших слоев общества, сочетающие драму с сатирой
Книжная выставка к 180-летию со дня рождения художника И.М. Прянишникова
1 апреля в отделе искусств открылась книжная выставка к 180-летнему юбилею Иллариона Михайловича Прянишникова (1840–1894), русского художника и педагога, мастера жанровой живописи, действительного члена Петербургской академии художеств, одного из основателей товарищества передвижников.
Прянишников вошел в историю русского искусства как яркий и своеобразный представитель передвижничества. Он не только участвовал в подготовке этого могучего движения русского реалистического искусства, но и прошел с передвижниками весь свой творческий путь, создав около сотни разнообразных картин и этюдов.
Анализ произведений художника, относящихся к разным периодам творчества, в сочетании с его жизнеописанием в монографии Т.Н. Гориной «Илларион Михайлович Прянишников» (Москва, 1958) освещает основные тенденции развития русской реалистической картины второй половины XIX века. Автор подчеркивает, что бытовая живопись того времени представляет собой высший этап развития данного жанра не только в русском, но и в мировом искусстве.
Раритетные издания, представленные на выставке, дают возможность читателям познакомиться с портретами И.М. Прянишникова работы художников Вл. Маковского и В. Перова.
Исследователи творчества художника подчеркивают, что дарование Прянишникова наиболее полно раскрылось в бытовой живописи. Жизнь городской и сельской бедноты была главной темой его искусства. В произведениях этого жанра проявилось своеобразие творчества Прянишникова, присущие ему задушевность, мягкий лиризм, тонкий юмор. Чисто в комедийных, на первый взгляд, сценах художник раскрывает трагическую судьбу «маленького человека» – мелкого трудового люда. Способность проникнуть в суть изображаемых явлений позволила ему создать яркие типические образы.
В очерке искусствоведа Н.Н.Третьякова «И.М. Прянишников» (Москва, 1950) упоминается о том, что Московское училище Живописи и Ваяния тех лет, когда в нем учились И. Прянишников, В. Перов, В.Маковский, отличалось сильной системой преподавания, своими гуманистическими идеями, непосредственной близостью к жизни народа.
Ранние работы Прянишникова примыкают к традиции Перова, оказавшего влияние на все творчество художника. В своих более поздних небольших жанрах Прянишников близок Владимиру Маковскому, с которым был дружен в течение многих лет.
В историческом очерке Ф.С. Рогинской «И.М. Прянишников и некоторые другие бытописатели в Товариществе» из книги «Товарищество передвижных художественных выставок» (Москва, 1989) подмечено, что работы художника многими ассоциациями связаны с современной ему литературой. В его картине «Порожняки» явно слышится некрасовский мотив. Пейзажи охотничьего цикла вызывают ассоциации с творчеством Тургенева. Выйдя из провинциальной купеческой среды, Прянишников становится бытописателем купечества, чиновничества, городского люда разных сословий, образы которых проходят через многие полотна художника. Не случайно современники называли его Островским в живописи, а первой работой, принесшей художнику признание, были «Шутники», сюжет которой был навеян одноименной пьесой драматурга.
Многие картины Прянишникова по значительности мысли, цельности, мастерству повествования, колористическим достоинствам по сей день остаются высоким образцом решения бытовой картины.
Искусство художника, отражающее давно ушедшую жизнь старой России, продолжает волновать и в наше время, так как в нем запечатлены отличительные черты русского характера, русской природы, русской национальной красоты.
01.04.2020 | Просмотров: 347