Классик мирового кино: Акира Куросава
Книжная выставка к 110-летию со дня рождения японского кинорежиссера А. Куросавы
18 марта в отделе искусств открылась книжная выставка «Классик мирового кино»: к 110-летию со дня рождения японского кинорежиссера Акиры Куросавы (1910 – 1998).
Акира Куросава – японский режиссер, сценарист и продюсер. Обладатель самой престижной кинопремии «Оскар» за фильмы «Расемон» (1952) и «Дерсу Узала» (1975), а также «Пальмовой ветви» (1980) и «Почетного Оскара» (1990) за вклад в кинематограф.
Экспонаты выставки, освещающие страницы жизни и творчества Акиры Куросавы, раскрывают тайну создания шедевров мирового кинематографа.
В издании «Сто великих режиссеров» (Москва, 2004) освещены биография выдающегося режиссера и факты творческого пути, а также увлеченность Куросавы русской литературой. В экранизации романа Ф.М. Достоевского «Идиот» режиссер переносит действие романа в Японию, но сохраняет идейное и духовное содержание произведения, демонстрируя, что поднятые Достоевским проблемы актуальны для всех народов и культур. Во многом благодаря Куросаве японцы полюбили русского классика.
В книгах А. Ивасаки «Современное японское кино» (Москва, 1962) и «История японского кино» (Москва, 1966) отражен уникальный опыт и прогрессивные идеи А. Куросавы, которые прославили его за пределами родной Японии. Он снимал фильмы для людей, наполненные глубокими идеями. Для Куросавы кино являлось самым ценным средством связи между людьми, искусством, но никак не способом наживы или торговли.
Издания «Акира Куросава. Мастера зарубежного искусства» (Москва, 1977) и «Под стук трамвайных колес» (Москва, 1974) обращают читателя к киносценариям выдающегося режиссера, описывают его приемы и способы создания кино, содержат отрывки из интервью.
Акира Куросава создавал различные по тематике фильмы: о жизни профсоюза («Творящие завтрашний день», 1946), о драматической истории возлюбленных («Веселое воскресенье», 1947), историческую драму («Расемон», 1951), эпопею о самураях («Семь самураев», 1954) и другие. Но независимо от выбранной темы и эпохи, в которой происходят события, зрителей поражает в его фильмах сила чувств, необычность композиции, яркость человеческих характеров.
В книге «Сто великих зарубежных фильмов» (Москва, 2006) можно ознакомиться с историей создания знаменитых фильмов Куросавы «Расемон» и «Семь самураев».
Соотечественник Куросавы Тодао Сато в книге «Кино Японии» (Москва, 1988) рассказывает о преобладающих в фильмах Куросавы мотивах страдания, чувства долга, а также извечной темы отцов и детей. Однако основной темой его творчества является смысл жизни. В своих фильмах режиссер утверждает, что смысл жизни индивидуален, и каждый человек должен открывать его для себя, преодолевая жизненные трудности.
Книги В.Н.Васильева «Записки режиссера. Максим Мунзук – Дерсу Узала» (Кызыл, 1979) и «Звезды живут на земле» (Москва, 2018) содержат интересные факты о создании советско-японского художественного фильма «Дерсу Узала» (1975), поразительно мудрой картины о согласии человека с природой и с самим собой.
Акире Куросава посвящены и периодические издания.
Статья Юитио Нисимуры «Дети Куросавы» («Искусство кино» - 2010 - №9) посвящена творческим взаимоотношениям выдающихся кинорежиссеров современности с гением японского кино. Акира Куросава был наставником и другом для Стивена Спилберга, Джорджа Лукаса, Френсиса Форда Копполы, а также для таких мастеров советского кино, как Андрей Тарковский и Андрей Кончаловский.
Марк Кушниров в статье « Куросава» («Искусство» - 2002 - № 24) раскрывает самурайскую тему в творчестве Куросавы, которая была новшеством для Японии, поскольку сочетала театральные и пластические традиции японской культуры и различные приемы западного кинематографа.
Выставка «Классик мирового кино» проходит с 18 по 30 марта.
18.03.2020 | Просмотров: 391