Герой не своего романа
Книжная выставка к 225-летию cо дня рождения писателя, дипломата А.С. Грибоедова
14 января в холле второго этажа библиотеки открывается книжная выставка «Герой не своего романа», посвященная 225-летию cо дня рождения писателя, дипломата А.С. Грибоедова.
Александр Сергеевич Грибоедов (1795-1829) – личность многогранная и талантливая. Он был не только талантливым поэтом, но также прекрасным пианистом-импровизатором, композитором, драматургом, дипломатом и проявил себя как тонкий политик.
Биография этого человека полна тайн и загадок. Неизвестна даже точная дата его появления на свет. В печати А.С. Грибоедов выступил в 1914 году: в журнале «Вестник Европы» были опубликованы его статьи «Письмо из Брест-Литовска» и «О кавалерийских резервах». В литературном наследии А.С. Грибоедова не более тридцати произведений, но многие работы не доработаны автором из-за преждевременной трагической смерти.
В книгу А.С. Грибоедова «Сочинения» (М., 1988) вошли наиболее известные лирические стихотворения: «Давид», «Хищники на Чегеме», «Освобожденный» и драматические произведения.
Вершина творчества А.С. Грибоедова – комедия «Горе от ума» (М., 1987), ставшая первой в истории русской литературы реалистической комедией. В образах комедии Грибоедов с точностью воспроизвел «великосветское общество» того времени, показал конфликт между двумя противоположными сторонами – Чацким и Фамусовым, представителями «века нынешнего» и «века минувшего».
Опираясь на многочисленные архивные разыскания, и по-новому рассматривая некоторые уже известные источники, Виктор Мещеряков в книге «Жизнь и деяния Грибоедова» (М., 1989) характеризует сложный творческий и жизненный путь А.С. Грибоедова.
Тайна рождения писателя, его роль в движении декабристов, эстетическая программа автора «Горя от ума», источники и жанровое своеобразие комедии, потаенный смысл некоторых других произведений А.С. Грибоедова и иные проблемы освещены в книге в тесной связи с общими закономерностями культуры и быта первой трети XIX века.
Личность Александра Грибоедова, его коротка жизнь промелькнула на российском литературном небосклоне, оставив неизгладимый след – бессмертную комедию «Горе от ума».
А. С. Пушкин, современник Грибоедова, близко знал и ценил своего собрата по перу. В «Путешествии в Арзрум» дал блистательную характеристику погибшему поэту: «Написать его биографию было бы делом его друзей, но замечательные люди исчезают у нас не оставляя по себе следов… Мы ленивы и нелюбопытны», – заметил в конце повествования гений русской поэзии.
Юрий Хечинов не так давно вошел в русскую литературу. В 1995 году он побывал в Иране, где у него и возникла идея написать книгу об Александре Грибоедове. Журнал «Наука и жизнь» (2003. – № 9. – С. 78 – 89; 2003. – № 10. – С. 106 – 117; 2003. – № 11. – С. 116 – 128) на своих страницах опубликовал биографический роман «Жизнь и смерть А. Грибоедова», который добавил новые и вобрал в себя практически все известные ранее сведения об этой исключительной личности.
Статья этого же автора «Нина и Александр. История любви» переносит в далекий 1818 год, когда Александр Грибоедов впервые посетил Грузию, где и встретил свою любовь – княжну Нину Чавчавадзе. «Их романтический союз продлился всего четыре месяца, но память о нем переживет века» (Эхо планеты. – 1998. – № 45/46. – С. 30 – 35).
Надежда Тархова, автор статьи «К проблеме изучения биографии Грибоедова сегодня», считает, что нет в русской литературе другого писателя, биография которого на протяжении двух веков сохраняла бы столько загадок и темных мест. Также обозначает необходимость выйти за рамки легендарной биографии и создать, наконец, реальную (Вопросы литературы. – 2013. – № 4. – С. 130 – 150).
Выставка продлится до 21 января.
15.01.2020 | Просмотров: 434