Роль искусства в сближении народов
Постоянно действующая выставка
2020 год в отделе искусств открывает новая, постоянно действующая книжная выставка «Роль искусства в сближении народов». Выставка приурочена к десятилетию (2013-2022) сближения культур. Она включает издания и публикации периодики, отражающие проблемы современного искусства, явления отечественной и зарубежной культуры, новые проекты, премьеры спектаклей, конкурсы и фестивали, другие значимые события культурной жизни конца осени и начала зимы 2019 года в Донецкой Народной Республике, ближнем и дальнем зарубежье.
В конце октября руководитель и основатель волонтерской группы «Москва-Донбасс» Елена Романенко привезла в дар жителям Донецкой Народной Республики иконы, которые создали известные российские мастера. Икона Благовещения Божьей Матери нашла свое место в Благовещенском храме Горловки. Святые образы были также подарены храмам Донецка, Иловайска, Кировского. Проекту духовной помощи Донбассу «Нерушимая Стена» посвящена публикация Сергея Голохи «Иконы для Донбасса» («Донецк Вечерний».- 2019. - № 42).
Преемственность православного певческого наследия являют два новых выпуска нотного издания «Азбуки осмогласия» (Москва, 2018). Отечественная певческая система осмогласия непрерывно развивается. В сборниках приводятся наиболее распространенные мелодические и гармонические варианты напевов тропарей, ирмосов, стихир.
2019 год в ДНР объявлен годом русского языка, а 15 октября исполнилось 205 лет со дня рождения великого русского писателя М.Ю. Лермонтова. Оба эти события объединил в одно мероприятие поэтический конкурс чтецов для учащихся общеобразовательных учреждений. Звучащему русскому поэтическому слову посвящена публикация «Из пламя и света рожденное слово» («Ровесники».- 2019.- №10). Издания выставки также раскрывают поэзию М. Ю. Лермонтова в музыке. «Пять стихотворений М. Ю. Лермонтова» (Санкт-Петербург, 2004) – вокальный цикл Вениамина Баснера, выражающий романтическое восприятие жизни, неистребимую веру в живительную силу любви, высокое патриотическое чувство. Вокальный цикл Баснера «Восемь стихотворений Анны Ахматовой» (Санкт-Петербург, 2003) обращает к музыкальной поэзии Серебряного века.
Издания выставки акцентируют на классической музыке. Это целый мир, открытый для каждого. Атмосфера праздника, большого события присуща каждому глубокому исполнению классики. Классическая музыка не допускает поверхностности или небрежности, ибо это язык, на котором с нами разговаривает Всевышний.
Уникальна по своей сути книга слависта Ричарда Силвестера «Все романсы С. В. Рахманинова» (Москва, 2018). Автор комментирует романсы Рахманинова с их переводом на английский язык, а также дает сведения об исполнителях. Своеобразным «приношением» Рахманинову является нотное издание современного композитора, скрипача, педагога Андрея Захарова «Звезды над Преображением» (Тамбов, 2018).
Николай Набоков в своей книге «Старые Друзья и Новая Музыка» (Санкт-Петербург, 2018) раскрывает гений Сергея Дягилева, особенности музыки Игоря Стравинского, Дмитрия Шостаковича и нашего выдающегося земляка Сергея Прокофьева.
Результатом исследования роли и значения творчества современных композиторов в мировой культуре предстает монография коллектива донецких авторов Киреевых – «Магия музыки» (Донецк, 2018). Вечно движущийся образ времени объединяет образы классической музыки с современностью, прокладывает мостик в будущее.
К 85-летию Академического симфонического оркестра им. С.С. Прокофьева Донецкой государственной академической филармонии подготовлено издание «Крещендо Донбасса» (Донецк, 2018). Книга посвящается выдающемуся коллективу, истории его становления, знаковым событиям творческой биографии оркестра. Статьи издания сопровождаются богатейшими фотоматериалами.
В начале ноября в Донецке состоялся Международный фестиваль гитарного искусства «Хрустальные струны». Свою историю фестиваль отсчитывает с 1981 года, когда впервые собрал в Донецке гитаристов со всего Советского Союза. С тех пор этому постоянному музыкальному форуму сопутствует высокий творческий уровень, живая атмосфера. На сцене Донецкой филармонии свое искусство представили Владимир Иванников, Дмитрий Бородаев, Андрей Чернышев (Москва); Антон Баранов (Санкт-Петербург), известные донецкие музыканты. О том, как зарождалось искусство гитары в Донецке, рассказал постоянный участник международного гитарного фестиваля «Хрустальные струны» Павел Иванников в публикации «О чем поет струна твоей гитары?» («Донецкое Время».- 2019.- № 47).
Репертуар для гитары расширяют представленные на выставке нотные издания современных композиторов.
Гастролям в ДНР легендарного российского государственного академического хореографического ансамбля «Березка» посвящена публикация «Посланники мира в Донецке» («Голос Республики».- 2019.- № 52). Всемирно известный коллектив является визитной карточкой России, а его прибытие в Донецк еще больше сближает наши народы.
Коллектив Донбасс Оперы принял участие в фестивале музыкальных театров России «Видеть музыку». Донецкие мастера оперного искусства выступили на сцене «Новой оперы» со спектаклем «Турандот». Статья Ивана Бадулина «Москва прониклась оперой Донбасса» («Голос Республики».- 2019.- № 85) освещает историю донецкой «Турандот». У спектакля не простая судьба: успешная премьера, аншлаги, гастроли в Европе, утрата декораций из-за войны и жестоких бомбежек, восстановление спектакля и триумфальное возвращение на сцену.
Публикация Натальи Дедицкой «Классика побеждает» («Донецкое Время».- 2019.- № 46) рассказывает об участии Донецкого театра кукол в VI Международном фестивале кукольных спектаклей «Рыжее настроение», который проходил в Москве. Донецкий театр представил сказку «Гуси-лебеди». Эта работа получила высокую оценку российских зрителей. Не впервые донецкие мастера-кукольники принимают участие в фестивале «Рыжее настроение». В 2015 году театр возил в Москву спектакль «Стойкий оловянный солдатик» и был отмечен наградой «За мужество и преданность профессии».
Неразрывную связь историко-теоретических изысканий и их практических воплощений являют издания выставки, наполнившие раздел изобразительного искусства.
Книга итальянского искусствоведа Филиппа Даверио «Игра в живопись» (Москва, 2018) в контексте целостного художественно-исторического процесса рассказывает о европейских художниках XIII-XX веков.
Творчество русских художников Александра Бенуа и Зинаиды Серебряковой представляют новые художественные альбомы серий «Великие русские живописцы», «Народная библиотека».
Экспозицию выставки завершает издание современного художника, одного из лучших мастеров книжной графики Николая Устинова «О природе, о людях, о себе» (Москва, 2018). Это «лирический монолог» художника о созданных им образах, о людях и книгах. А значит, - о настоящем искусстве, несущем духовность, сближающем людей доброй воли.
08.01.2020 | Просмотров: 376