Других таких стихов не будет…
Книжная выставка
20 ноября в отделе документов по гуманитарным и естественным наукам открывается книжная выставка «Других таких стихов не будет…», посвященная 150-летию cо дня рождения Зинаиды Гиппиус.
Личность и творчество Зинаиды Николаевны Гиппиус неотделимы от русской культуры XX столетия. Яркий и глубокий лирик, умный и тонкий критик, блестящий мемуарист «декадентская мадонна», как называли ее современники, она имела значительный авторитет и влияние в литературных кругах. Гиппиус довольно быстро заняла в литературной жизни столицы заметное место. В 1890 году в свет выходит её первый рассказ «Злосчастная», в 1896 – первый сборник рассказов «Новые люди». Стихотворения, опубликованные в журнале «Северный вестник» «Песня» и «Посвящение» сразу получили скандальную известность.
В книгу З. Гиппиус «Сочинения: Стихотворения; Проза» (Л., 1991) вошли «Собрание стихов. 1889-1893» и «Собрание стихов. 1903-1909», в которых отразился душевный разлад человека, во всем ищущего высшего смысла, божественного оправдания низкого земного существования, но так и не нашедшего достаточных резонов смириться и принять - ни «тяжесть счастья», ни отречение от него.
В идейно-творческом развитии З. Гиппиус большую роль сыграла первая русская революция, которая обратила ее к вопросам общественности. Они нашли отражение в сборнике рассказов «Лунные муравьи» (М., 1991), романе «Чертова кукла» (М., 1991).
Встретив враждебно Октябрьскую революцию, З. Гиппиус вместе с Мережковским в 1920 году эмигрировала. Из ее эмигрантских изданий интересна книга стихов «Сияние» (М., 1991), два тома воспоминаний «Живые лица» (Тбилиси, 1991), очень субъективных и очень личных, отразивших ее общественные и политические взгляды.
В последнее время активизируется процесс изучения творчества З. Гиппиус. Монография Жариковой О.В. «Творческий путь З.Н. Гиппиус в контексте эпохи» (Горловка, 2018) представляет собой попытку изучения ее философско-эстетических и религиозных взглядов, которые отражаются в особенностях поэтики лирических и драматических произведений.
Зинаида Гиппиус считалась самой загадочной женщиной русской культуры начала XX века. Ее любили и ненавидели, обожествляли и презирали. Ей нравилось быть «не как все», эпатировать и лорнировать, рассматривать окружающих через микроскоп, будь то в жизни или в литературе. Она любила одеваться в мужское, в статьях и стихах о себе говорила в мужском роде, подписывалась мужскими псевдонимами. Многих это раздражало.
Статьи Е. Церетели «Женщина лунного света» (Наука и религия. – 2009. – № 3. – С. 42 – 44) и Г. Евграфовой «Женщина ручной выделки» (Крестьянка. – 2006. – № 4. – С. 170 – 175) рассказывают о непростом характере поэтессы, об истории знакомства и браке с Дмитрием Мережковским, их общественной деятельности, а также об отношениях и дружбе с другими мужчинами. По словам самой Гиппиус, женщины мало ее интересовали: «В опыте само собой выходило, что с женщинами у меня отношения складывались по–иному, чем с мужчинами. Мне с женщинами бывало неинтересно. Просто не интересовало, что они думают и говорят и как думают, и как говорят». Ее устремления, склад ума, интересы, бесспорно, возвышались над уровнем «обыкновенной» женщины.
В журнале «Русская речь» (2005. – № 5. – С. 24 – 25) опубликована статья кандидата филологических наук Ю. А. Озерова «Люблю недостижимое», где автор рассматривает творчество Гиппиус, ее стремление преодолеть декадентское мироощущение на примере произведений.
Выставка продлится до 30 ноября.
21.11.2019 | Просмотров: 441