Позитивная социализация обучающихся
в современном образовательном процессе
День информации
11 октября главным библиотекарем отдела документов по гуманитарным и естественным наукам Светланой Морозовой в читальном зале был проведен День информации для социальных педагогов и педагогов–организаторов общеобразовательных организаций – слушателей Донецкого республиканского института дополнительного педагогического образования. Встреча была посвящена теме «Позитивная социализация обучающихся в современном образовательном процессе».
Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина.
Развитие позитивной социализованности детей требует новых подходов и форм работы, соответствующих требованиям гуманизации общества.
В рамках проведения Дня информации Светланой Морозовой было отмечено, что проблема создания в образовательных учреждениях условий для успешной социализации воспитанников, независимо от их социально-классовых, материальных различий, уровня здоровья, является одной из самых актуальных задач современной педагогической деятельности.
В центре внимания социального педагога – личность, семья, социальные общности, которые формируются в различных сферах жизнедеятельности детей и подростков.
В пособии «Мониторинг социализации воспитанников» (Волгоград, Б.и.) представлена технология получения информации, позволяющая составить социально-педагогический мониторинг на основе положений ФГОС, который предполагает планомерную организацию сбора и анализа сведений о проблемах личности или группы детей. Предложена система критериев и показателей, выступающих в роли инструментария для сбора информации.
Социализация человека происходит в процессе его взаимодействия с многочисленными факторами, агентами, при помощи ряда механизмов.
Однако их функции в процессе социализации могут как дополнять, так и противоречить друг другу.
В связи с этим учителю необходимо определить направление процесса социализации, уметь выявить его позитивные и негативные возможности, найти приемы усиления позитивных и компенсации негативных.
В монографии Маллаева Д.М., Омарова П.О., Валиева П.В. «Социализация младших школьников со стойкой школьной дезадаптацией» (СПб., 2010) представлена специфика социализации младших школьников с задержкой психического развития в условиях общеобразовательной школы, приводятся практические рекомендации педагогам и школьным психологам, раскрываются многие вопросы адаптации детей в обществе, включая влияние ближайшего окружения ребёнка на его социализацию.
Основные направления социально-педагогической работы в образовательном учреждении определяются, прежде всего, проблемами, возникающими в процессе обучения и воспитания школьников.
На современном этапе социальный педагог может испытывать значительные трудности: бывает трудно установить суть проблемы, разобраться в причинах тех или иных нарушений. Поэтому социальному педагогу необходимо подключаться к организации процесса взаимодействия учителя, семьи и ребёнка, эффективность которого определяется проведением предварительной исследовательской работы.
В книге «Исследовательская работа социального педагога» (Мн., 2008) представлены теоретические и практические аспекты исследовательской деятельности социального педагога. Рассмотрены основы его консультационной работы: принципы, направления, виды и формы консультирования.
Современное общество предъявляет большой уровень требований к педагогическим работникам в силу возрастания проблем и трудностей воспитания, возникающих при взаимодействии с подростками.
Книга «Педагог – родитель – подросток: актуальные вопросы психологии взаимодействия и воспитания» (Ярославль, 2018) содержит описание основных трудностей, возникающих в современной школе с подростками, имеющими различные варианты деструктивного поведения, а также авторский набор основных техник и методик, применяемый в работе с родителями и педагогами.
Своевременное предупреждение негативно развивающихся ситуаций, внимательность педагогов и родителей к тому, что происходит с детьми, позволит вовремя заметить и воздействовать на возникшие трудности.
Взрослым участникам образовательных отношений важно уметь находить ответы на вопросы, какие проблемы существуют в современной школе, что делать для разрешения этих проблем.
Основная задача социального педагога – защита ребёнка и детства.
11.10.2019 | Просмотров: 429