Любовь, не знающая преград, в балете «Тщетная предосторожность»
Видеопросмотр из цикла «Шедевры мирового музыкального театра»
24 июля в кинозале библиотеки состоялся видеопросмотр балета «Тщетная предосторожность», созданного в 1789 году. Премьера спектакля состоялась 230 лет тому назад в июльские дни на сцене «Гранд Театр» в Бордо. Это один из самых старых балетов, который до сих пор украшает репертуар крупнейших театров мира.
Создатель балета, Жан Доберваль активно развивая хореографические идеи своего учителя – гениального хореографа Жана-Георга Новерра, изобрел концепцию танца, которую назвал – балет действия. Вместо персонажей древних трагедий и вымышленных божеств на театральную сцену пришли реальные действующие лица, обыкновенные люди с их недостатками и пороками. Сегодня это кажется привычным, но тогда решение Доберваля выглядело вызывающе недопустимым новаторством.
Одним из таких его балетов стал двухактный «Балет о соломе, или От худа до добра всего лишь один шаг» — именно так назвал сам автор своё произведение, более известное в России под названием «Тщетная предосторожность», а если переводить с французского дословно – «Плохо присмотренная дочь».
Спектакль этот, созданный еще до появления пачек и танца на пуантах, представлял собой обычный пантомимный балет, сюжет которого раскрывался с помощью танца и мимической игры. В соответствии с традицией своего времени партитура представляла собой попурри из различных народных французских песен и арий.
В течение более чем двух столетий «Тщетная предосторожность» ставилась бесчисленное множество раз. Неизменным оставалось только либретто. С XIX века, балет имеет две полноценные музыкальные версии, созданные на один сюжет – французского композитора Фердинанда Герольда и немецкого скрипача Петера Гертеля. К постановкам балета обращались самые именитые хореографы и балетмейстеры: Ш. Дидло, М. Петипа, Л. Иванов, А. Горский, А. Мессерер, И. Моисеев, Л. Лавровский, Ф. Аштон, А. Алонсо, Ю. Григорович. Среди великих исполнительниц главной партии на сцене Императорских театров упоминаются, прежде всего, Матильда Кшесинская, Ольга Преображенская, Анна Павлова и Тамара Карсавина.
Читателям библиотеки был предложен балет на музыку Петера Гертеля в сценической редакции Юрия Григоровича. В персонажей спектакля перевоплотились артисты труппы «Григорович-балет».
Жизнеутверждающий сюжет, чудесная музыка и блестящее мастерство исполнителей подарили зрителям яркие эмоции и прекрасное настроение.
24.07.2019 | Просмотров: 382