Душа народа в кинематографе Василия Шукшина: художественный фильм «Два Федора»
Кинолекторий «Советский экран»
23 июля состоялся кинолекторий «Советский экран», посвященный 90-летию со дня рождения выдающегося советского кинорежиссера, актера, писателя и сценариста Василия Макаровича Шукшина. Постоянные посетители кинолектория посмотрели и обсудили художественный фильм «Два Федора».
Василий Макарович начал сниматься в кино, еще учась во ВГИКе в мастерской Михаила Ромма, но к этому времени у него была уже внушительная трудовая биография. Он родился и вырос на Алтае, работал в колхозе, на стройке, служил во флоте, вернувшись домой, преподавал в школе. В искусство пришел сложившимся человеком с ясным ощущением того, что и как он хочет донести зрителю. Начав свой путь в кино, он фактически уже не был начинающим.
Сотрудники отдела искусств познакомили зрителей с историей создания фильма.
В фильме выдающегося режиссера Марлена Хуциева «Два Федора», снятом в 1958 году, герой Шукшина – человек грубоватый и суровый. В нем больше душевной силы, чем душевной тонкости. Но именно в этом и заключается его привлекательность. Он прямодушен, решителен и честен, из тех, на кого можно положиться. В фильме сразу же обнаружились способность артиста к тончайшему психологическому анализу и его потрясающему умение буквально за несколько минут экранного времени, в сцене самой обыденной, бытовой рассказать о своем герое: его характере и судьбе, о том, каков он есть.
Доброту, человечность он стремился подчеркнуть или открыть в каждом своем герое. Именно эти качества он позже показывал в каждой своей следующей картине.
«Два Федора» определили сразу место Шукшина в жизни киноискусства.
Как истинно русского писателя, режиссера и актера - Шукшина прежде всего интересовал нравственный мир человека, духовные ценности – честь, долг, совесть. Об этом обо всем его проникновенные фильмы.
Читатели с интересом ознакомились с представленными на выставке изданиями, в которых всесторонне освещаются и анализируются режиссерские работы и актерские роли Мастера.
Василий Шукшин. Киноповести», (Москва,1974). Наряду с актерской и режиссерской деятельностью Шукшин приобрел большую известность и как писатель. В сборник включены киноповести «Живет такой парень», «Печки-лавочки», «Калина красная», «Позови меня в даль светлую» и «Брат мой…».
Книга критика Ларисы Ягунковой «Василий Шукшин. Земной праведник» (Москва, 2009), основанная на личных встречах с Василием Макаровичем, освещает многогранное творчество Шукшина.
Монография Юрия Тюрина «Кинематограф Василия Шукшина» (Москва, 1984) – первое исследование становления Шукшина–кинематографиста, в котором анализируется философия и художественный мир его фильмов.
В сборниках «О Шукшине. Экран и жизнь» (Москва, 1979), «Вспоминая Шукшина…» (Москва, 1985) воспоминаниями о личности уникального дарования делятся его друзья и коллеги по искусству.
В книге В. С. Малышева «Кино от первого лица. Режиссеры о великих фильмах» (Москва, 2016) знаменитый режиссер Георгий Данелия размышляет о фильме «Калина красная».
После просмотра фильма состоялось душевное обсуждение.
Зрители отметили точное воспроизведение атмосферы и быта первых послевоенных лет, со всей его постепенно возрождающейся, налаживающейся жизнью. В ходе обсуждения киновед Владимир Александрович Вербицкий рассказал о съемках киноленты, проходивших на Одесской киностудии, талантливой операторской работе Петра Тодоровского. Читатели высоко оценили актерские работы Василия Шукшина, а также Тамары Семиной и юного Николая Чурсина. Неловкий и простоватый Федор покорил сердца необыкновенной жизненной силой и правдой. Зрителей глубоко тронул финал, где два Федора, примирившихся после взаимных недоразумений и обид, снова обрели друг друга.
23.07.2019 | Просмотров: 419