«Белые ночи» и «Идиот» - талантливое балетное воплощение светлых образов Ф. Достоевского
Видеопросмотр
10 июля в кинозале библиотеки в цикле видеопросмотров «Шедевры мирового музыкального театра» читатели и гости библиотеки впервые познакомились с хореографическим воплощением образов Федора Михайловича Достоевского. Литературными первоисточниками балетов стали роман «Идиот», главной мыслью которого, по словам писателя, стало изображение положительно прекрасного человека и повесть «Белые ночи - одно из самых безмятежных и светлых произведений Достоевского. Повесть имеет подзаголовок «Сентиментальный роман. Из записок мечтателя» и посвящается другу писателя - поэту Алексею Плещееву, который возможно и стал прототипом главного героя.
Традиционная вступительная беседа сотрудников отдела искусств об истории создания балетов и выставка изданий, посвященная гениальным личностям, причастным к их постановке, подготовила зрителей к восприятию замечательных произведений, сохранившихся в уникальных архивных записях.
Писатель не писал ни одной пьесы, но современный театра невозможно представить без Достоевского. Его ставили лучшие режиссеры – Борис Ливанов, Юрий Любимов, Георгий Товстоногов, Анатолий Эфрос.
Блестящий балетмейстер Борис Эйфман, сторонник смешения классического и современного танца, первым на отечественной балетной сцене обратился к творчеству Достоевского. Спектакль «Идиот» был поставлен в 1980 году и стал значительным событием в культурной жизни страны. Музыка Шестой – последней симфонии Петра Ильича Чайковского - настолько органично вплелась в сюжет Достоевского, что у слушателей возникает ощущение, что оба великих произведения были написаны друг для друга. Шестая симфония с ее трагическим финалом считается духовным и художественным завещанием Чайковского.
Фильм-балет, предложенный любителям музыкального театра, снят в 1987 году талантливым режиссером Феликсом Слидовкером. Шестую симфонию Чайковского исполнил Симфонический оркестр Ленинградской филармонии под управлением легендарного дирижера Евгения Александровича Мравинского.
Фильм предваряет вступительное слово Иннокентия Смоктуновского, которое само по себе является своеобразным моноспектаклем, в котором актер рассказывает о своем прочтении роли князя Мышкина.
Хореографическое повествование ведется от одного действующего лица – князя Мышкина – в форме свободного внутреннего монолога. Герои «Идиота» танцуют не содержание романа, а чувства и отношения главных героев друг к другу. В качестве главных действующих лиц выбраны только четыре персонажа романа: Мышкин, Настасья Филипповна, Рогожин и Аглая. Балет, также как и симфония, состоит из четырех частей, связанных между собой сквозным лейтмотивом монолога Мышкина.
Балет «Белые ночи» был написан на музыку струнного секстета «Просветленная ночь» австрийского композитора Арнольда Шенберга и поставлен специально для одаренной балерины Нины Тимофеевой, признанной крупнейшей трагической актрисой балетного театра второй половины двадцатого века. Художником-постановщиком спектакля является Владимир Левенталь, работы которого всегда отличаются выразительной образностью и богатством фантазии.
Балеты настолько понравились читателям, что видеопросмотр завершился аплодисментами. Зрители были покорены пластическим воплощением и психологической глубиной созданных танцовщиками образов и глубоко тронуты финальной сценой балета «Идиот» - свеча в руках ребенка – символ слабого, но не меркнущего света, вечного огня добра, к которому будут всегда тянуться человеческие души.
10.07.2019 | Просмотров: 403