Психологическое сопровождение творческой одарённости в дошкольной образовательной организации
День информации
5 апреля главным библиотекарем отдела документов по гуманитарным и естественным наукам Светланой Морозовой в «Русском центре» библиотеки был проведен День информации для практических педагогов-психологов дошкольных образовательных организаций (учреждений) – слушателей Донецкого республиканского института дополнительного педагогического образования на тему «Психологическое сопровождение творческой одарённости в дошкольной образовательной организации».
На современном этапе развития отечественного образования, определяемом масштабными преобразованиями в его системе, происходит пересмотр требований к образованию и развитию детей.
Для раскрытия разносторонних способностей детей необходимо уделять внимание личностно-ориентированному подходу, направленному на полноценное развитие тех способностей ребёнка, которые нужны и самой личности, и обществу, включающему личность в социально-ценностную активность.
В статье Бурлаковой И.В., Харламовой Т.А. «Система организации работы с одарёнными детьми в учреждении дополнительного образования при использовании современных педагогических технологий» представлен опыт по организации работы с одарёнными детьми. Основной целью при организации работы с обучающимися обозначена всесторонняя поддержка талантливых детей и подростков через раскрытие и реализацию их творческого потенциала в различных видах деятельности (Методист. – 2017. – № 9. – С. 30–32).
Научно доказано, что одарённость и способности не бывают врождёнными. Врождёнными могут быть только задатки, которые при соответствующем развитии могут стать способностями, а те, в свою очередь, одарённостью.
Дошкольное детство – это период становления способностей, личности и бурных интегративных процессов, происходящих в психике.
Дошкольный возраст - наиболее благоприятный период для развития задатков одарённости.
Самое важное условие успешности работы с одарёнными детьми – слаженная работа всех участников (воспитателя, педагога-психолога и родителей).
Наиболее значимая роль отводится педагогу – психологу, так как именно он осуществляет необходимые мероприятия для выявления предпосылок одарённости и их развития.
В сборнике Николаевой Е. «Воспитать одарённого ребёнка. Как?» (СПб, 2013) даны ответы на вопросы: Как распознать, вырастить, воспитать одарённого ребёнка? Как избежать психотравмы? Как повысить внутреннюю мотивацию? Как обеспечить комфортное пребывание ребёнка в школе и дома? Как преодолеть упрямство и несговорчивость?
Реализация принципов ГОС, а именно поддержка разнообразия детства, личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей, уважение личности ребёнка, реализация программы в формах, специфичных для детей возрастной группы, ориентирует педагога на индивидуализацию образовательной деятельности и предполагает её построение на диагностической основе.
В пособии «Педагогический мониторинг в новом контексте образовательной деятельности. Изучение индивидуального развития детей. Средняя группа» (Волгоград, Б.г.) представлена модель педагогической диагностики индивидуального развития ребёнка 4-5 лет, разработанная на основе положений ФГОС дошкольного образования с учётом современных исследований в области детской психологии и дошкольной педагогики.
Среди множества факторов, обусловливающих развитие ребёнка-дошкольника, наиболее мощным является культура.
В процессе продуктивной деятельности, присвоения ценностей культуры, у ребёнка появляются и развиваются творческое воображение, мышление, коммуникативные навыки, способность принимать позицию другого человека, основы его будущей рефлексии.
Музыка, художественное слово, изобразительное искусство – источник особой детской радости в дошкольном возрасте.
Книга «Комплексные занятия по развитию творческих способностей дошкольников» (М., 2004) посвящена актуальной теме – развитию художественно- творческих способностей детей дошкольного возраста.
Ребёнок открывает для себя волшебную силу искусства и, при достаточном богатстве впечатлений, стремится выразить их в собственном «творческом продукте» через рисование, музицирование, словотворчество. При этом малыш раскрывает себя, постигает собственные возможности.
Одарённого ребёнка отличает повышенная концентрация внимания на чём-либо, упорство в достижении результата в сфере, которая ему интересна.
В сборнике «Вперёд, к познанию и открытиям!» (Новокузнецк, 2018) представлена программа работы с одарёнными детьми.
Воспитание дошкольника – очень ответственный этап общего воспитательного процесса.
Очень важно развивать у детей творческие способности. Важное для педагога – вовремя заметить и поощрить стремление ребят к творчеству и развитию специальных способностей, изначально заложенных природой.
Творчество – самый мощный импульс в развитии ребёнка. Потенциальная гениальность живёт в каждом ребёнке, в каждом есть индивидуальное своеобразие.
Педагогам необходимо раскрыть заложенные природой способности детей, добиться от них свободного, творческого осмысления всего, что они изучают, делают и планируют делать.
Людей неинтересных в мире нет.
Их судьбы – как истории планет.
У каждой всё особоё. Своё.
И нет планет, похожих на неё.
(Е.Евтушенко)
05.04.2019 | Просмотров: 489