Поиск
Логин:  Пароль:  Регистрация
Поиск:

К архиву новостей

Очерки и впечатления «Святые Горы» Василия Ивановича Немировича-Данченко

Цикл тематических обзоров «Книга недели»

В рамках цикла обзора «Книга недели», отдел краеведения продолжает рассматривать тему «Донбасс в художественной литературе» и предлагает вашему вниманию книгу очерков и впечатлений от поездки по донецкому краю известного русского писателя, брата выдающегося театрального деятеля Владимира Ивановича Немировича-Данченко - Василия Ивановича Немировича Данченко - «Святые горы». Первое издание книги было напечатано в 1880 году издательством книжного магазина «Нового времени» в С.-Петербурге.

Василий Иванович Немирович-Данченко был «замечательным бытописателем», а в ряде случаев и литературным первооткрывателем Кавказа, Балкан, Дальнего Востока, южной части Украины, где героическая история Дикого поля переплелась с романтической притягательностью Святогорья. Он писал многочисленные очерки и красочные описания тех мест, где волей судьбы ему пришлось побывать. В русско-турецкую войну работал военным корреспондентом. Впоследствии его корреспонденции были им переработаны, и послужили для написания бытовых рассказов и романов. За весь период творческой деятельности Василия Ивановича Немировича-Данченко было опубликовано более 60-ти томов его произведений, а его кавказские очерки были отмечены даже Львом Толстым.

В мае 1875 года Василий Иванович совершает свое очередное путешествие, на этот раз это поездка в Святые Горы на реке Северский Донец. Результатом этого путешествия стала книга очерков и впечатлений, названная им «Святые горы», которая сразу же приобрела популярность у российского читателя, благодаря живому слогу, образности, колоритным социально-психологическим портретам обитателей монастыря.

Издание посвящено Святогорской Успенской общежительной пустыни — мужскому православному монастырю, появившемуся на меловых отрогах Северского Донца в XVI веке. К середине XIX века это был крупный религиозный центр Слободской Украины и Донского казачества, принимавший до 15-20 тысяч паломников из всех губерний Российской империи во время церковных праздников и до 80 тысяч ежегодно. Во время визита Немировича-Данченко в нем обитало 300 монахов. В 1922 г. он был закрыт, и возобновил свою деятельность после 70-летнего перерыва в 1992 г. В настоящее время это один из известных монастырей, в котором проживает около 100 монахов, это популярное место паломничества, центр возрождения христианских традиций региона.

Читая книгу, мы знакомимся с историей, бытом и нравами жителей монастыря. А начинается повествование с описания живописной местности, по которой проходит дорога к монастырю. За ним следует история создания самого монастыря, описание монастырской братии и паломников-богомольцев, выделяя из них более колоритных персонажей - монах-фотограф, монах-писатель. Затем следует описание подземных ходов и келий, в которых проживали первые монахи монастыря. Рассказывается история жизни святогорского затворника иеросхимонаха Иоанна-Затворника, который семнадцать долгих лет добровольно пребывал в могиле заживо.

Прочитав главы «На пароме», «На пасеке», «На хуторе», «Мельница», «Монастырская булочная и лавка» мы узнаем о довольно развитой экономике монастыря и обо всех сторонах повседневной жизни обители. О внутреннем устройстве монастыря мы узнаем, из глав «Во дворе обители. Трапезная. Чайная», «Женская больница», «Собор. Северный и южный монах», «Подземный ход», «Ризница. Трапезная», «Пещерная церковь. Схимонахи». А главы книги - «Монастырские дамы», «У казначея в келье», «Выдающиеся люди. Монах-фотограф. Монах-писатель», «Святогорский Эдиссон-отец Антоний», «Отец Серапион. – Рабочие», «Богомольцы. Нищие», «Монахи скорбящие. Больница», повествуют об основных обитателях монастыря.

Хочется подчеркнуть, что все главы в книге красочно иллюстрированы старинными фотографиями и графическими рисунками. А каждую картину, сцену, беседу автор повествования окрашивает лирическим чувством, навеянным окружающей природой, особенно образом соловьиного края, который проходит буквально «соловьиной нитью» через все повествование.

Чтобы понять глубину чувств охвативших автора после пребывания в Святогорье приведем одно из его высказываний:

«Я видел Соловецкие острова - с Анзерской горы, Заволжье – с откоса в Нижнем, панораму Урала – с Растеса, Заднепровье – с Киево-Печерских высот, волшебныя равнины Аварии и Кой-су, целое море Балкан – с орлиного гнезда на св. Николае, счастливыя долины Гирловского султанства – с Дервиш-горы, - но если бы теперь мне еще раз пришлось полюбоваться на эту громадную картину с меловых скал Святогорских, я, несомненно, многое забыл бы ради нея».

Приглашаем гостей и жителей Республики посетить отдел краеведения ДРУНБ и лично познакомиться с данной книгой.

19.02.2019 | Просмотров: 542

Чтобы оставить свой комментарий зарегистрируйтесь и/или войдите на сайт, используя форму сверху

Министерство культуры Донецкой Народной Республики Портал «Культура Донбасса» Донецкая республиканская библиотека для молодежи Донецкая республиканская библиотека для детей им. С.М. Кирова Донецкий государственный академический театр оперы и балета имени А.Б. Соловьяненко Донецкий государственный академический музыкально-драматический театр имени М.М. Бровуна Донецкая государственная академическая филармония Донецкий республиканский художественный музей Донецкий республиканский краеведческий музей