Душа моя — Россия!
Книжная выставка к 135-летию со дня рождения русского писателя Е.И. Замятина
1 февраля в отделе документов по гуманитарным и естественным наукам открывается книжная выставка «Душа моя – Россия!», посвященная 135-летию со дня рождения русского писателя Е.И. Замятина, на которой представлены издания, раскрывающие жизненный и творческий путь писателя.
Евгений Иванович Замятин родился 1 февраля 1884 года в Лебедяне Тамбовской губернии. В 1902 году, окончив гимназию с золотой медалью, записался на кораблестроительный факультет Санкт-Петербургского политехнического института. Первая повесть «Уездное», которая была написана в 1911 году, привлекла внимание знатоков литературы.
В «Избранные произведения в 2-х т.» (М., 1990) вошли рассказы и повести, написанные Замятиным до революции: «Алатырь», «Уездное», «На куличках» и др. За повесть «На куличках» в 1914 году писатель был привлечен к суду и сослан в Кемь. В марте 1916 года, отбыв ссылку, Евгений Замятин направляется в командировку в Англию для участия в строительстве российских ледоколов на верфях Ньюкасла, Глазго и Сандерленда.
Накопленные в Англии впечатления позволили ему написать повесть «Островитяне » (М., 1990), которая была опубликована в Петрограде в 1918 году. Это не памфлет на Англию, а сатира на формы жизни, которые основаны на законах, враждебных человеку. Повесть «Островитяне» вплотную подвела писателя к созданию романа «Мы» (М., 2005).
«Мы» – это роман-антиутопия, который был написан в 1920 году. Сразу же последовало бурное обсуждение книги обществом и критикой, хотя роман появился в печати за рубежом только в 1924 году, а в 1988 – увидел свет на родине. В романе описывается общество, в котором решены все материальные проблемы, где вся жизнь, труд и даже любовь, подчиняется правилам, расписаниям. Мир, в котором быть личностью уже преступление.
Об устойчивом интересе российских и зарубежных исследователей к творчеству Замятина свидетельствуют многочисленные научные публикации. В 2002 г. Российская национальная библиотека выпустила сборник «Евгений Замятин и культура XX века» (СПб, 2002). В него вошли исследования российских и зарубежных ученых, посвященные основным сферам деятельности писателя: его прозе, драматургии, редакторской и общественной деятельности, различным аспектам биографии в контексте отечественной и мировой культуры XX века.
Творческое наследие Евгения Замятина отразило и своеобразно преломило ряд магистральных идей в отечественной и мировой культуре ХХ века и в этом смысле представляет широкий историко-культурный и научный интерес.
На выставке также представлены периодические издания.
В журнале «Знамя» (1994. – № 9. – С. 123–153) в рубрике «Мемуары. Архивы. Свидетельства» размещена публикация Б.Б. Андроникашвили-Пильняка «Два изгоя, два мученика: Б. Пильняк и Е. Замятин». Сын русского советского писателя, прозаика Бориса Пильняка прослеживает историю знакомства отца и Е.И. Замятина, начиная с 1921 г.: «Они быстро сошлись, несмотря на разницу в возрасте и литературном опыте… Как писатели они оба были жесткой манеры, не любили салонные романы, «чистоплюйные», по выражению Пильняка, все красивое и сглаженное… И дружили они не с преуспевающими, занимающими должности, а с демократически настроенными, как правило, изгоями официальной критики – Ахматовой, Есениным, Пастернаком и другими менее известными литераторами, у которых были общие черты: неустроенная жизнь и личная порядочность…». В публикации также представлены письма Пильняка Замятину. 1937 год, по словам Бориса Борисовича, стал для обоих роковым: Замятин умер 10 марта в Париже, Пильняк был арестован 28 октября и затем расстрелян.
Взаимоотношения двух знаменитых писателей освещены и в статье «Нас с тобой черт ниточкой связал». Разница в возрасте, культуре и литературных манерах не помешала им найти общий язык и почувствовать друг в друге близких по духу людей, пронести дружбу через всю жизнь. (Наше наследие. – 2004. – № 69. – С. 89–102).
К 120-летию со дня рождения Евгения Замятина литературно-философский журнал «Литературная учеба» подготовил ряд публикаций: Т. Давыдовой «Большому кораблю – большое плавание»; Е. Замятина «Письма 1910-20 х гг. разным адресатам»; С. Никоненко и А. Тюрина «Преодоление»; киносценарии «Мазепа», «Жизнь начинается снова», «Бог танца»; материалы из записных книжек Замятина; Л. Алексеевой «Перевоплощение в Замятина: «переводы с английского» (2004. – № 6. – С. 104–195).
Литературовед Т.Т. Давыдова в статье «О «блокнотах» Евгения Замятина», опубликованной в издании «Филологические науки» (1997. – № 2. – С. 24–33) пишет о дневниковых записях писателя и их значении для исследователей его жизни и творчества. Блокноты Замятина раскрывают многое: какова его писательская эволюция, кому из братьев по перу он был близок идейно и творчески, каким был замысел и первые наброски его произведений, сколько задуманного им так и не обрело законченного художественного выражения. По этим блокнотам, как и по завершенным произведениям, видно: творчество Замятина, наряду с произведениями И. Шмелева, М. Цветаевой, И. Бунина и других писателей-эмигрантов в равной степени принадлежит русской литературе, развивающейся на родине и за рубежом.
Выставка продлится до 15 февраля.
31.01.2019 | Просмотров: 408