Костюм в России XVIII – начала XX века
Цикл тематических просмотров «Книга Недели»
Дамы и господа! Готовы ли вы к Новому году? Наряд уже выбрали? На это неделе библиотека предлагает вам присмотреть себе волшебные наряды из прошлых веков, демонстрирующие невероятное искусство дизайна одежды.
Сегодняшняя «Книга Недели» познакомит вас с коллекцией светских костюмов России, начиная с 1700 года до начала XX века, которая хранится в Государственном Эрмитаже. Представленное издание «Костюм в России XVIII – начала XX века» (Ленинград, 1983) целиком построено на материалах богатейшего собрания костюма, включает в себя очень красивые фотографии и репродукции, их описание, а также перечень фирм и марок, выпускавших платье в то время.
В альбоме на высокохудожественных образцах собрания Эрмитажа прослеживается эволюция форм городского костюма в России, ее взаимодействие с изменениями в общем направлении искусства, со сменой стилей.
Коллекция костюма в собрании Государственного Эрмитажа в основе своей сложилась в послереволюционные годы из гардероба национализированных императорских дворцов и особняков петербургской аристократии, костюмы из которых поступали в историко-бытовой отдел Русского музея. После ряда перемещений, весной 1941 г. коллекция поступила в состав созданного в Эрмитаже Отдела истории русской культуры. Это были парадные наряды, бальные туалеты, а также повседневная одежда, принадлежащая нескольким поколениям русских аристократов и созданная лучшими портными, вышивальщицами и кружевницами, как российскими, так и зарубежными.
Гордость собрания тканей и костюма в Отделе истории русской культуры – коллекция так называемого «Гардероба Петра I», в котором сохранилось более 270 предметов одежды, принадлежавших первому российскому императору. Она позволяет сегодня представить Петра в различных ситуациях: в бою и на ассамблее, за решением государственных дел и у токарного станка, в кругу семьи и за штурвалом корабля... Костюмы монарха отражают особенности его характера, его пристрастия и увлечения, подчеркивают скромность личных запросов, стремление приобретать и использовать наиболее практичные вещи. Кроме того, одежда «Гардероба» дает возможность проследить за ходом реформы костюма в России в первой четверти XVIII в., когда на смену громоздкому боярскому платью приходит одежда западного образца, хотя европейский костюм был известен в России и в допетровское время.
В собрании Эрмитажа многие женские костюмы конца XVIII – первой четверти XIX в., исполненные в соответствии с требованиями классицизма и стиля ампир, принадлежали представительницам одного из старейших дворянских родов России – Юсуповых.
Лучшую часть собрания костюма эпохи стиля историзма составляют платья, выполненные в парижской фирме законодателя женской моды второй половины XIX века Чарльза Ворта. Многие из них были созданы для императрицы Марии Федоровны, на протяжении тридцати лет заказывавшей в этой фирме свои туалеты.
Наиболее широко представлен в эрмитажной коллекции костюм стиля модерн рубежа XIX–XX вв. Наряду с образцами продукции французских фирм, таких, например, как модные дома «Дусе», «Дуле», «Сестры Калло» и «П. Пуаре», Эрмитаж владеет работами русских модельеров, получивших признание в те годы. Интересна уникальная коллекция платьев замечательного русского модельера Натальи Ламановой, сыгравшей огромную роль в становлении русской школы моделирования. Многие из ее работ были созданы для императрицы Александры Федоровны. Мастерская, основанная в Петербурге Ольгой Бульбенковой, славилась своими парадными придворными туалетами. Создававшиеся в соответствии с указом 1834 г., строго регламентировавшим покрой, цвет ткани и характер декора в зависимости от придворного ранга владелицы, эти костюмы, обильно украшенные золотым или серебряным шитьем, поражали современников своим великолепием.
В книге текст хоть и на французском языке, но она стоит того, чтобы на нее обратили внимание. Если вы художник по костюмам или модельер, ищущий вдохновения в прошлом, или историк по костюмам, или просто любите смотреть действительно красивые картинки, то рекомендуем посетить сектор редких изданий, депозитарного отбора и хранения документов (23 каб., 4 этаж) и познакомиться с представленной сегодня книгой.
17.12.2018 | Просмотров: 429