Поиск
Логин:  Пароль:  Регистрация
Поиск:

К архиву новостей

Я был! Я есть! Мне вечности не надо...

Книжная выставка

13 декабря в отделе документов по гуманитарным и естественным наукам библиотеки открывается книжная выставка «Я был! Я есть! Мне вечности не надо...», посвящённая 145-летию со дня рождения В.Я. Брюсова, русского поэта, прозаика, драматурга.

Имя Брюсова прочно вошло в историю русской литературы. Он известен как прославленный поэт и учёный, обладавший огромным запасом знаний и многосторонней культурой, как вождь русского символизма, как прозаик и переводчик, как литературный критик, исследователь Пушкина, знаток и историк русской, французской, римской и армянской поэзии, теоретик стиха.

Валерий Брюсов – один из самых заметных литературных деятелей Серебряного века.

Писать Брюсов начал рано, ещё ребёнком, сочиняя стихи, рассказы и «научные» статьи. Сам Брюсов отмечал, что им написано гораздо больше, чем собрано в книгах.

В стихотворениях Брюсова перед читателем встают противоположные начала: жизнеутверждающие – любовь, призывы к «завоеванию» жизни трудом, к борьбе за существование, к созиданию – и пессимистические.

В 7-ми томное «Собрание сочинений» (М., 1973) включены романы, исторические повести, стихотворения, поэмы, рецензии, статьи разных лет.

Главным действующим лицом в поэзии Брюсова является то отважный, мужественный боец, то отчаявшийся в жизни человек, не видящий иного пути, кроме как пути к смерти.

Настроения поэта подчас противоречивы; они без переходов сменяют друг друга. В своей поэзии поэт то стремится к новаторству, то вновь уходит к проверенным временем формам классики.

Жизнь и творчество Брюсова – это история исканий, эстетических завоеваний и разведок, путь больших достижений и утрат, в конечном счете, ведущий его к изживанию декадентских пристрастий.

Д. Е. Максимов, автор книги «Брюсов» (Л., 1969) стремился наметить в сборнике самые общие контуры поэзии Брюсова и его литературно-эстетических позиций. Говоря о Брюсове, поэте и литераторе, автор пытался дать общее представление о его человеческой индивидуальности.

Вся жизнь поэта – образец неустанного труда на поприще литературы, и можно только изумляться тому, сколько он успел сделать за свою сравнительно короткую жизнь.

В сборнике С.И. Гиндина «Поэзия В. Я. Брюсова» (М., 1973) анализируется творческая деятельность поэта. Автор сборника говорит о пафосе поэзии Брюсова, показывает, в чём заключается её значение для читателя.

После Октябрьской революции 1917 года Брюсов активно участвовал в литературной и издательской жизни Москвы, работал в различных советских учреждениях. Поэт был верен своему стремлению быть первым в любом начатом деле. Он являлся также членом Моссовета, принимал активное участие в подготовке первого издания Большой советской энциклопедии.

В 1923 году, в связи с пятидесятилетним юбилеем, Брюсов получил грамоту от советского правительства, в которой отмечались многочисленные заслуги поэта «перед всей страной» и выражалась «благодарность рабоче-крестьянского правительства».

Брюсов был одним из виднейших литературных критиков своего времени. Современник трёх революций, поэт понимал, что Великий Октябрь – это начало новой эры.

На выставке также представлены публикации в периодических изданиях. «Московский журнал» (1998. – № 3. – С. 38–41) в рубрике «Штрихи к портрету» разместил статью М.Н. Глазкова «Малоизвестные фрагменты жизни В. Я. Брюсова». Историку-библиотековеду была хорошо знакома деятельность Валерия Яковлевича в руководстве библиотечным ведомством Наркомпроса. В ключевой период становления советской библиотечной теории и практики Брюсов оказал прямое влияние на важнейшие процессы централизации библиотечного дела, реквизиции и национализации библиотечных фондов, реорганизации работы научных библиотек. Но, как оговорился сам автор, в данной статье также речь идет не о самых парадных и известных сторонах биографии В. Я. Брюсова.

Известно, что с 1890 по 1903 год В. Я. Брюсов вел дневник. На протяжении долгого времени существенную часть записей составляли повествования о любовных увлечениях автора. Для публикации Н. А. Богомоловой «Из дневника Валерия Брюсова 1892 – 1893 годов» были отобраны фрагменты дневника с октября 1892 года по июнь 1893–го. Эти фрагменты были посвящены трем темам: любви к Е. А. Масловой, восприятию поэзии французского и русского символизма и спиритическим сеансам в семействе Красковых (Новое литературное обозрение. – 2004. – № 1. – С. 185–207).

В статье «Единственным мерилом… остается художественность» В. В. Калмыков анализирует эстетику В. Я. Брюсова. Центром эстетической системы Брюсова являлось искусство как самостоятельная ценность: оно не служит никаким целям, кроме своих собственных, и не решает никаких проблем, кроме художественных. Предмет искусства для Валерия Яковлевича – душа художника, которая обращена и внутрь себя, и внешне. «…Искусство существует только в человеке, и нигде более». Озаряя свою душу, художник имеет одну единственную цель: «воссоздать весь мир в своем истолковании». Результат этого истолкования – художественная правда о мире, которая передается художником через его произведение людям, желающим познать эту правду (Вопросы философии. – 2010. – № 12. – С. 116–126).

Путь Брюсова – путь крупнейшего русского поэта, стремившегося овладеть высотами мировой культуры. Он стал одним из талантливых поэтов страны.

Книжная выставка будет действовать до 26 декабря.

11.12.2018 | Просмотров: 462

Чтобы оставить свой комментарий зарегистрируйтесь и/или войдите на сайт, используя форму сверху

Министерство культуры Донецкой Народной Республики Портал «Культура Донбасса» Донецкая республиканская библиотека для молодежи Донецкая республиканская библиотека для детей им. С.М. Кирова Донецкий государственный академический театр оперы и балета имени А.Б. Соловьяненко Донецкий государственный академический музыкально-драматический театр имени М.М. Бровуна Донецкая государственная академическая филармония Донецкий республиканский художественный музей Донецкий республиканский краеведческий музей