Отечественная детская фортепианная педагогика
День информации
5 декабря в отделе искусств прошел день информации для преподавателей по классу фортепиано в музыкальных школах и школах искусств Донецкой Народной Республики – слушателей Центра повышения квалификации работников культуры.
Музыканты ознакомились с информационными ресурсами отдела, составом уникального нотного фонда, справочным аппаратом, позволяющим разыскать необходимые музыкальные произведения, возможностями электронной почты, с помощью которой можно обратиться к сотрудникам отдела с любым профессиональным запросом.
Предложенный пианистам библиографический обзор методической литературы по фортепианной педагогике осветил широкий круг проблем, связанных с работой над музыкальным произведением, развитием творческих навыков учащихся и вопросами исполнительства.
У истоков отчественной детской фортепиано педагогики стояли Е. Гнесина, А. Гольденвейзер, С. Савшинский, А. Щапов, А. Артоболевская, М. Фейгин, С. Майкапар.
Изложению основ методики некоторых из этих выдающихся мастеров посвящен сборник «Как научить играть на рояле. Первые шаги» (Москва, 2009). Публикуемые статьи охватывают круг проблем начального обучения: развитие музыкальных способностей, освоение нотной грамоты, воспитание навыков звукоизвлечения, проблемы развития фортепианной техники, чтение нотного текста, работа над музыкальным произведением, взаимоотношения ученика и педагога. Для молодых преподавателей особую ценность представляет, детальная поурочная методика для работы с начинающими, составленная педагогом ГМУ им. Гнесиных Е. Калантаровой, а также ее статья касающаяся педализации.
Одним из лучших практических руководств по обучению педализации маленьких детей является книга Н. Светлозаровой и Б. Кременштейн «Педализация в процессе обучения игре на фортепиано» (Москва, 2010).
Признанным авторитетом в области детской музыкальной педагогики был выдающийся педагог и пианист Александр Борисович Гольденвейзер Сборник статей и размышлений «Уроки Гольденвейзера» (Москва, 2009) является бесценным руководством для любого педагога.
Фортепианная педагогика – огромный разнообразный мир, имеющий богатую историю. Книга С. Гринштейн «Великие фортепианные педагоги прошлого» (Санкт-Петербург, 2004) посвящена зарубежным музыкантам XIX- XX веков, оказавшим огромное воздействие на педагогику следующих поколений учителей музыки.
Выдающаяся пианистка начала XX века Мария Баринова много сил и времени отдала музыкальной педагогике и работе с детьми. Раритетные издания М.Н. Баринова «О развитии творческих способностей ученика» (Ленинград, 1961) и «Воспоминания о И. Гофмане и Ф. Бузони» (Москва, 1964) включают советы педагогам-пианистам и интересные воспоминания о выдающихся пианистах, знакомство с исполнительством которых стало поворотным в ее жизни.
Секреты феноменального мастерства выдающегося американского фиртуоза Йозефа Гофмана раскрыты в его книге «Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре» (Москва, 2010).
Уникальная книга Карла Мартинсена «Индивидуальная фортепианная техника» (Москва, 1966) входит в десятку ценнейших трудов, сыгравших историческую, этапную роль в развитии обучения на фортепиано за все трехсотлетнее существование пианистического искусства.
К числу крупнейших фортепианных педагогов XIX века принадлежит польский пианист и педагог Теодор Лешетицкий. В книге Н. Бертенсон. Анна Николаевна Есипова» (Ленинград, 1960), посвященной прославленной русской пианистке, характеризуются основные особенности школы Лешетицкого, принимавшего прообразом фортепианной звучности звучание человеческого голоса или смычкового инструмента.
Прямой путь к очень интенсивному и быстрому развитию слуховых и двигательных навыков ученика приводится в книге «Обучение игре на фортепиано по Леймеру-Гизекингу» (Москва, 2009).
Книга профессора Санкт-Петербургской консерватории Наталии Корыхаловой «За вторым роялем» (Санкт-Петербург, 2006) посвящена комплексу проблем, связанных с работой над музыкальным произведением в фортепианном классе.
Универсальную методику, направленную на активизацию творческой деятельности учащегося предлагает профессор Российской академии музыки им. Гнесиных Б.Л. Кременштейн в работе «Воспитание самостоятельности учащегося в классе специального фортепиано» (Москва, 2009).
Авторские методики по развитию музыкальных способностей, приобретению основных исполнительских навыков игры на фортепиано излагаются в изданиях: Ольга Курнавина «О первоначальном музыкальном воспитании», Юрий Лихачев «Авторская школа. Современная методика обучения детей музыке» (Санкт-Петербург,2012), Ф. Брянская. Формирование и развитие навыка игры с листа» (Москва, 20111), Ирина Визная, Ольга Геталова «Аккомпанемент»(Санкт-Петербург, 2009).
Как организовать свои занятия, чтобы достичь в работе над разучиваемым произведением максимальных результатов при минимуме затрат, подскажут книги А. Вицинского «Процесс работы пианиста-исполнителя над музыкальным произведением. (Москва, 2008) и А. Щапова «Фортепианный урок в музыкальной школе и училище» (Москва, 2009).
Книги Наталии Корыхаловой «Увидеть в нотном тексте…» и Якова Гельфанда «Диалоги о фортепианной нотации и ее интерпретации» (Санкт-Петербург, 2012) вводят профессиональных музыкантов в мир интерпретации авторского текста.
Проблемам изучения и исполнения шедевров педагогического репертуара посвящено множество изданий.
Общепризнано, что изучение и исполнение сочинений Баха – одна из труднейших проблем музыкальной педагогики. Соблюдению всех стилистических принципов баховской музыки будет способствовать знакомство с изданиями: Н. Калинина «Клавирная музыка Баха в фортепианном классе» (Ленинград, 1988), В. Б. Носина «Символика музыки И.С. Баха»(Москва, 2011), Хуберт Майстер «Музыкальная риторика: ключ к интерпретации произведений И.С. Баха» (Москва, 2013).
В учебном пособии профессора Санкт-Петербургской консерватории, доктора искусствоведения Марины Смирновой «Из золотого фонда педагогического репертуара»(Санкт-Петербург, 2009) рассматриваются основные этапы работы над фортепианными циклами, в названии которых содержится слово «детская». В книге С.А. Айзенштадта «Детский альбом П.И. Чайковского» (Москва, 2013) рассматриваются два уровня смысла «детский» и «взрослый». Проблемам исполнения классических шедевров посвящены также книги серии «Мастер-класс»: «Как исполнять русскую фортепианную музыку», «Как исполнять Гайдна», «Как исполнять Шопена», «Как исполнять импрессионистов» (Москва, 2008-2009).
Практическую часть занятий преподаватели посвятили подбору и обновлению педагогического репертуара, подбирая из двухсот предложенных нотных изданий заинтересовавшие их музыкальные произведения, обращались к библиотекарям с индивидуальными запросами, выражали желание записаться в библиотеку, чтобы иметь возможность систематически работать с методической и нотной литературой.
05.12.2018 | Просмотров: 484