Уроки гражданственности Донбасса в системе коррекционно-воспитательной работы
День информации
30 октября главным библиотекарем отдела документов по гуманитарным и естественным наукам Светланой Морозовой в лекционном зале библиотеки был проведён День информации для воспитателей специальных общеобразовательных школ – интернатов для детей с ограниченными возможностями здоровья - слушателей Донецкого республиканского института дополнительного педагогического образования на тему «Уроки гражданственности Донбасса в системе коррекционно-воспитательной работы».
В современном обществе, как и во все времена, проблема здоровья является одной из наиболее важных социальных проблем, так как именно здоровье обеспечивает гармоничные отношения человека, природы и общества в целом. Здоровье – это не только отсутствие болезней и физических дефектов, но и состояние полного духовного и социального благополучия.
Среди детей с отклонениями в развитии выделяют глухих и слабослышащих, слепых и слабовидящих, с недоразвитием речи, с нарушением опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития.
В статье Ломова А. И. «Требования к образовательной организации, осуществляющей обучение детей с ограниченными возможностями здоровья» речь идёт о необходимости выполнения определённых требований образовательной организации, где обучаются дети с ОВЗ: к территории школы, наполняемости классов, к школьным столовым (Практика административной работы в школе. - 2016.- №3.- С.3 – 7).
У всех детей с ОВЗ есть схожие психологические и социальные проблемы. Для них характерны: сосредоточенность на своей болезни, неумение общаться, привычки в опеке, несамостоятельность и, как правило, застенчивость.
В этой ситуации немаловажную роль сыграло общество здоровых людей, так как многие из нас до сих пор не научились быть толерантными и тактичными по отношению к лицам с ограниченными возможностями. Из-за нашей нетерпимости у них возникают коммуникативные барьеры и ощущение «неполноценности» всё больше и больше обостряется в такой ситуации.
Из-за чувства отчуждённости и боязни непризнания общества, люди с физическими особенностями продолжают жить в своём маленьком мире, где нет контакта со здоровыми людьми. Но эта проблема не является не решаемой и ей уделено особое внимание. Главный выход из этой проблемы – инклюзивное образование, в котором разработан особый, гибкий подход к преподаванию и обучению.
В статье Савостьянова А. И. «Проблемы развития инклюзивного образования в России с учётом реализации ФГОС» ставится остро вопрос об инклюзивном образовании, научно обосновывается необходимость и выделяются основные принципы инклюзивного образования (Методист. - 2016.- №8.- С.9 – 11).
Инклюзивное образование даёт возможность всем учащимся, включая детей с ограниченными возможностями здоровья, в полном объёме участвовать в жизни коллектива в детском саду, школе, институте.
Сборник «Российские и зарубежные исследования в области инклюзивного образования» (М., 2012) включает в себя российские и западные работы, посвящённые различным аспектам исследования процесса инклюзивного образования - готовность педагогического коллектива к инклюзии, адаптация образовательных программ, изучение социальных факторов, влияющих на включение детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), детальный анализ процесса включения в дошкольный коллектив детей с ОВЗ и эффекты применения различных педагогических методов, развитие сверстников без нарушений, воспитывающихся в инклюзивном окружении.
В настоящее время происходят изменения в системе образования, связанные с включением детей с особыми образовательными потребностями в среду обычных сверстников. Это актуализирует переход от интеграции к становлению различных форм инклюзивного образования: временной, частичной, комбинированной, полной.
Статья Давыдовой Л. Н., Колокольцевой М.А. «Динамика нравственного развития младших школьников в условиях инклюзивного образования: региональный аспект» посвящена изучению динамики нравственного развития младших школьников в условиях временной и комбинированной форм инклюзивного образования, которая исследовалась в трёх школах г. Астрахани (Психологическая наука и образование. - 2011.- №1.- С.93 – 101). А в статье Кутёповой Е. Н. «Опыт взаимодействия специального (коррекционного) и общего образования в условиях инклюзивной практики» проанализированы формы и условия получения образования в России детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и обозначены факторы, способствующие изменениям в сфере образования, в том числе и инклюзивного. Определены трудности, тормозящие сближение специального (коррекционного) и общего образования, обоснована необходимость создания модели взаимодействия специального (коррекционного) и общего образования по сопровождению детей с ОВЗ в системе общего образования (Психологическая наука и образование. - 2011.- №1.- С.103 – 112).
Современное гражданско-патриотическое образование играет важнейшую роль в формировании у подрастающего поколения Донецкой Народной Республики ценности человеческой жизни, семьи и семейных отношений, инновационной трудовой этики и является одним из ключевых факторов социальной стабильности и развития нашего общества.
Где искать героев и новые образы достойной жизни? Не тоска, но профессиональная необходимость в новых героях имеется у современных педагогов, каждый день читающих в испытывающих взглядах воспитанников вопрос: как жить и что делать в этой жизни?
Каждый учитель каждый день смотрит в глаза не школьнику, а новому поколению, с которым он будет встречать свою старость, а его дети и внуки жить. Плохо, если педагог отводит глаза или невнятно бормочет про какое-то «доброе и вечное», не умея привести достойные для веры образы из жизни или хотя бы литературы. Они должны быть по-человечески красивы, убедительны, и сам педагог должен светиться верой…в силу добра, правды, справедливости!
А Я.А. Коменский говорил, что «дети учатся раньше подражать, чем познавать». Особенно тем образцам, которые из жизни, которые рядом.
Необходимо расширить доступность и улучшить качество образования для всех, в том числе и для детей с ограниченными возможностями здоровья, которые должны полноценно принимать участие в социальной жизни общества в целом.
Пока не будут устранены основные причины и барьеры, мешающие нормальному развитию инклюзивного образования, саму проблему не удастся решить.
Не надо забывать, что от педагогов зависит будущее сегодняшних детей и насколько они будут полезны обществу в дальнейшем. А дать хорошее образование детям с ограниченными возможностями поможет инклюзивное образование. Это ключ к решению многих проблем.
31.10.2018 | Просмотров: 432