Любимый журнал советских автомобилистов. Журналу «За рулем» 90 лет
Ретроспективная выставка
27 октября к 90-летию журнала «За рулем» в зале периодических изданий отдела документов по гуманитарным и естественным наукам открывается ретроспективная выставка «Любимый журнал советских автомобилистов».
Ежемесячник был основан 23 февраля 1928 года по инициативе публициста и писателя Михаила Кольцова. Долгое время выходил под эгидой Всесоюзного ордена Ленина, Краснознамённого добровольного общества содействия армии, авиации и флоту (ДОСААФ). «Мы рассчитываем, что нашими читателями будут не только узкие круги специалистов, но самые широкие массы трудящихся, впервые знакомящиеся с идеями автомобилизации. Наш журнал является первым и пока единственным опытом издания массового популярного журнала, посвященного автомобилям и дорогам», – так писал в первом номере Кольцов. В создании периодического печатного издания, полюбившегося впоследствии многим, принимали участие и другие талантливые люди – мастер политической карикатуры Борис Ефимов, поэт Владимир Маяковский, художник-иллюстратор и дизайнер Александр Захаров.
В библиотеке журнал «За рулем» «прописался» с 1956 года. Выпуски журнала прошлых лет являются важным источником информации для тех, кто занимается гуманитарными отраслями знаний – представляют интерес и в плане изучения истории промышленности, и для исследователей отечественного автомотоспорта. Именно эта выставка наиболее наглядно и убедительно позволяет проследить темпы роста благосостояния советского народа.
В самых старых выпусках, представленных в экспозиции, многие выпуски обращают на себя внимание. Так, № 2 за 1956 год решил сделать своеобразный экскурс в историю. В небольшой заметке говорится о закладке 2 мая 1930 года Горьковского автомобильного завода, ставшего со временем гигантом и гордостью промышленности. Вот как это было: «В торжественной обстановке, под звуки оркестра, акт о закладке, напечатанный на пергаменте, был помещен в металлический пакет, который опустили на дно траншеи, вырытой под фундаментом заводского корпуса. Затем на пакет был уложен тяжелый камень». Событие, отдаленное от 1956-го десятками лет, для современников представляет еще большую ценность.
В каждом номере журнала, наряду со статьями по автомобильному транспорту, львиная доля уделялась вопросам развития мототранспорта, получившего дополнительный импульс в 1956 году после вступления Советского Союза в Международную мотоциклетную федерацию (ФИМ). Об этом и о многом другом сообщает редакционная передовица № 4 за 1957 год под заголовком «Назревшие вопросы мотоспорта».
Примечательна статья «Автомобиль «Волга» (1956. – № 3. – С. 3–4), написанная главным конструктором Горьковского автозавода Н.И. Борисовым о легковой машине, ставшей настоящим символом эпохи, и преимуществах этой модели. Разработчики технического и художественного решения приложили немало усилий и вложили всю душу в «Волгу». В результате автомобиль не уступал лучшим в то время образцам, при этом зрительно выглядел легким, изящным и стремительным. Идею сочетания мощности и маневренности подчеркивала установленная на конце капота блестящая фигурка мчащегося оленя.
В 1957 году в Москве проходил Всемирный фестиваль молодежи и студентов. Автомобилисты и мотоциклисты принимали в нем активное участие, что нашло отражение на страницах ежемесячника «За рулем».
Выставка продлится до 30 ноября.
26.10.2018 | Просмотров: 489