Алан Кендалл «Хроника классической музыки» (Москва, 2006)
Книга недели
Ежегодно 1 октября отмечается Международный день музыки. В этот день во всем мире звучат музыкальные произведения, вошедшие в сокровищницу мировой культуры, проходят творческие встречи и мероприятия просветительского характера. Международный день музыки пронизан идеей сближения и дружбы между народами, взаимного обогащения культур, ведь язык музыки понятен каждому. (фото1)
К этому празднику отдел искусств приурочил знакомство с книгой Алана Кендалла «Хроника классической музыки» (Москва, 2006), которая представляет собой богато иллюстрированную историю классической музыки. Она написана в форме дневника с комментариями выдающихся композиторов, исполнителей и критиков. Это уникальное издание, насыщенное многочисленными фотографиями, живописными портретами, репродукциями картин и гравюр, театральных и концертных афиш, можно рассматривать часами. В увлекательной форме автор повествует о жизни крупнейших личностей в истории классической музыки, об их встречах, путешествиях, семейном и финансовом положении, надеждах и стремлениях.
Для удобства информация в книге разделена на четыре типа: крупнейшие личности, документы, ключевые центры, проблемы, темы, события. Такое распределение помогает быстро ориентироваться в обилии представленной информации.
Четыре века истории музыки подразделяются на периоды, каждому из которых посвящен отдельный раздел книги. Каждый описывает важнейшие исторические события, проблемы и взаимосвязи. Биография великих музыкантов рассматривается под влиянием различных культурных и политических явлений.
В разделе «Расцвет музыки барокко» увлекательно описан 17 век. Проводником новых идей становится Италия, очагом музыкального прогресса – Венеция. Уверенным темпом развивается нотопечатание, популярна опера и оратория. (фото2)
Венеция доминировала не только в опере, но и в церковной музыке. Композиторы, певцы и инструменталисты стремились участвовать как в светской, так и в церковной музыкальной жизни общества.
Самое почтенное место в 17 веке занимал орган, он считался «королем всех инструментов» и был непременным участником церковной службы. Органы всегда строились для конкретных помещений, и органные мастера предусматривали все их особенности, размеры, акустику. Поэтому в мире нет двух абсолютно одинаковых органов, каждый – уникальное творение мастера.
Раздел «От барокко к классицизму» посвящен музыке 18 века. Многие композиторы продолжают сочетать работу для церкви с сочинениями светской музыки. Италия сохраняет положение ведущей музыкальной державы. Между тем в Германии возникает новое поколение композиторов, двое представителей которого вскоре достигнут большего, чем любой из итальянских современников. Во второй половине 18 века главные роли на общеевропейской сцене занимает плеяда выдающихся композиторов: Моцарт, Гайдн, Бетховен.(фото3)
Раздел «Век романтизма» посвящён 19 веку. Романтизм – первое в истории культуры Нового Времени художественное течение, в русле которого одновременно развивались все искусства. Музыкальный романтизм представлен творчеством Шуберта, Гофмана, Паганини, Россини.
Музыкальную жизнь России в 19 веке представляли петербургские композиторы Бородин, Балакирев, Мусоргский, Римский-Корсаков, Кюи. Этих выдающихся музыкантов принято называть «Могучей кучкой». Тематика их творчества связана с образами народной жизни, национальными традициями, особое значение музыканты уделяли драматургии и народно-массовым сценам. (фото4)
Роль музыки в повседневной жизни людей в 20 веке возросла благодаря появлению записей, радио и телевидения. Музыка в живом исполнении также стала доступна значительно большему числу людей. Раздел «Век модернизма» знакомит с выдающимися достижениями русской фортепианной музыки, европейской симфонической традиции, которая достигла блистательных высот в творчестве Малера и Штрауса, Скрябина и Рахманинова. Автор рассказывает об одном из гигантов музыки XX века Игоре Стравинском, об экзотическом колорите испанской музыки, о поиске новых средств выразительности и музыкальном авангарде, о киномузыке и музыкальных фестивалях, об электронной музыке и новой роли оперы, о публике XX века. Музыка, несмотря ни на что, продолжает украшать и обогащать жизнь людей.(фото5)
Ответы на любые вопросы, которые могут возникнуть у любителей музыки в процессе чтения, можно найти в справочном разделе книги, который снабжён словарём музыкальных терминов, библиографическим указателем композиторов. Наглядно в виде диаграммы представлена история музыки, отражая наиболее значительные события.(фото6)
Подробно с изданием можно ознакомиться в отделе искусств библиотеки.
22.10.2018 | Просмотров: 467