Поиск
Логин:  Пароль:  Регистрация
Поиск:

К архиву новостей

В человеке… должны сочетаться нравственная чистота, духовное богатство, физическое совершенство

Книжная выставка

26 сентября в отделе документов по гуманитарным и естественным наукам открылась книжная выставка «В человеке… должны сочетаться нравственная чистота, духовное богатство, физическое совершенство», посвященная 100-летию со дня рождения В.А. Сухомлинского.

Василий Александрович Сухомлинский – советский педагог-новатор, писатель, автор около 30 книг и свыше 500 статей, посвященных воспитанию и обучению молодежи. Он создал оригинальную педагогическую систему, основывающуюся на принципах гуманизма, на признании личности ребёнка высшей ценностью, на которую должны быть ориентированы процессы воспитания и образования, творческая деятельность сплочённого коллектива педагогов-единомышленников и учащихся.

Сухомлинский был, пожалуй, самым известным советским педагогом послевоенного времени. Так вышло, что именно Василий Александрович стал учителем самого высокообразованного и, пожалуй, самого ранимого и рефлексирующего поколения в нашей стране. Наверное, он острее других чувствовал болевые точки времени, честнее, искреннее и мужественнее отвечал на насущные вопросы. Сухомлинский прожил сложную и счастливую жизнь – да и может ли талантливый человек жить и развиваться в оранжерее?

В трилогии В.А. Сухомлинского «Сердце отдаю детям», «Рождение гражданина», «Письма к сыну» (К., 1982) раскрываются главные, по мнению педагога, условия воспитания: познание, эмоциональное восприятие, общение и деятельность – в их диалектической взаимосвязи. В первой книге «Сердце отдаю детям», выдающийся педагог рассказывает о том, как он вводил своих воспитанников в мир познания окружающей действительности, помогал им овладевать знаниями, развивал умственные способности детей, воспитывал у них гражданское достоинство, беспредельную преданность Родине.

Во второй книге трилогии – «Рождение гражданина» – раскрывается широкий и полный анализ проблем воспитания подростка с характеристикой противоречий и особенностей этого периода.

«Письма к сыну» – завершение трилогии о становлении личности ребёнка, органическое продолжение мыслей педагога о воспитании гармоничной личности молодого человека. Написанная в своеобразном жанре, она содержит беседы отца и сына-студента о смысле жизни, роли труда, личностном и профессиональном развитии, о гражданском, нравственном и физическом становлении молодого человека, о восприятии им окружающей жизни, о роли отца и матери в семье и о многих других проблемах, которые волнуют молодёжь в любые времена.

В.А. Сухомлинским было написано множество книг, посвященных различным проблемам воспитания и обучения детей, формированию детского коллектива.

Книга «Как воспитать настоящего человека» (М., 1989) написана в форме этических поучений. В.А. Сухомлинский, обращаясь к учителям, воспитателям, родителям, размышляет о формировании мотивов и деяний ребенка, о путях формирования нравственного сознания сквозь призму идей добра или долженствования.

На основе личного опыта и опыта учителей Павлышской школы Сухомлинским в 1965–1967 гг. была написана книга «Сто советов учителю»

(К., 1984), в которой автор рассказывает о том, как предотвратить истощение нервных сил; как сохранить здоровье; как сформировать призвание к труду учителя. Оптимизм, вера в человека – неисчерпаемый источник творческой энергии, нервных сил, здоровья воспитателя и воспитанника.

Особую роль великий педагог и учитель уделяет работе с родителями. В книге «Мудрость родительской любви» (М., 1988) Сухомлинский интересно и увлекательно раскрывает особенности воспитания детей в семье, приводит множество примеров и даёт практические советы по нравственному воспитанию ребёнка.

«Формирование коммунистических убеждений молодого поколения», «Сердце отдаю детям», «Воспитание гражданина»… Эти книги писателя читали не только педагоги и исследователи, они получили всенародную известность, цитировали отрывки из них.

Сегодня широко используется бесценное наследие В.А. Сухомлинского, ведь заботиться о счастье других было лейтмотивом всей его жизни.

Книжную экспозицию дополняют периодические издания, посвященные педагогической деятельности В.А. Сухомлинского.

Журнал «Воспитание школьников» (2011. – № 7. – С. 3–10) предлагает статью Василия Александровича «Воспитание гражданина», которая сегодня вновь актуальна, как и в те дни, когда была написана. «Не допустить пустоты души» – вот главный приоритет заслуженного учителя.

В статье В.А. Сахарова «Эмоциональные стимулы нравственного развития личности ребенка в педагогическом наследии В. А. Сухомлинского» в профессиональном издании «Педагогика» (2010. – № 1. – С. 84–89) анализируются проблемы развития нравственных чувств личности как малоисследованного аспекта педагогического наследия В. А. Сухомлинского, который предвосхитил ведущие направления развития современной педагогики. Рассматриваются творческие подходы педагога-новатора к актуализации эмоциональной сферы детей, а также роль эмоциональных стимулов нравственного развития личности.

Журнал «Начальная школа» (2009. – № 6. – С. 13) опубликовал письмо Василия Александровича, адресованное Лидии Васильевне Марковой, учителю младших классов с многолетним стажем. Работая в Татарстане, она вела переписку с выдающимся педагогом. Письмо интересно малоизвестным утверждением Сухомлинского: «Ставить детям оценки – все равно, что срезать цветы, которые Вы вырастили своими руками».

26.09.2018 | Просмотров: 452

Чтобы оставить свой комментарий зарегистрируйтесь и/или войдите на сайт, используя форму сверху

Министерство культуры Донецкой Народной Республики Портал «Культура Донбасса» Донецкая республиканская библиотека для молодежи Донецкая республиканская библиотека для детей им. С.М. Кирова Донецкий государственный академический театр оперы и балета имени А.Б. Соловьяненко Донецкий государственный академический музыкально-драматический театр имени М.М. Бровуна Донецкая государственная академическая филармония Донецкий республиканский художественный музей Донецкий республиканский краеведческий музей