Вся жизнь как одно мгновение...
Книжная выставка
27 июля в отделе документов по гуманитарным и естественным наукам библиотеки открывается книжная выставка «Вся жизнь как одно мгновение...», посвящённая 165-летию со дня рождения Владимира Галактионовича Короленко, писателя, публициста, общественного деятеля, заслужившего признание своей правозащитной деятельностью, как в годы царской власти, так и в период Гражданской войны и советской власти (1853–1921).
Писатель яркого и большого дарования, Короленко вошёл в историю русской литературы как автор многочисленных повестей и рассказов, художественных очерков, четырёхтомной «Истории моего современника», наконец, как критик и публицист.
Короленко родился в семье уездного судьи. Дед писателя происходил из казацкого рода; его сестра Екатерина Короленко – бабушка академика Вернадского.
С ранних лет Короленко примкнул к революционному народническому движению. В 1876 году за участие в народнических студенческих кружках он был исключён из Петровской земледельческой академии в Москве и выслан в Кронштадт под надзор полиции.
По окончании срока ссылки Короленко возвратился в Петербург и в 1877 поступил в Горный институт. К этому периоду относится начало литературной деятельности Короленко.
В 10-ти томное «Собрание сочинений» (М., 1956) В.Г. Короленко включены письма, новеллы, повести, рассказы, очерки, критические статьи и публицистика.
Произведения «Слепой музыкант» и «Дети подземелья» (так назывался адаптированный для детей вариант повести «В дурном обществе») долгое время входили в школьную программу, хотя писатель создавал их не для детей. Он вообще считал, что все книги должны быть интересными взрослым и понятными детям.
В июле 1879 года в петербургском журнале «Слово» была напечатана первая новелла писателя «Эпизоды из жизни “искателя”». Ссылки и преследования не помешали Короленко печататься, его известность среди читающей публики росла.
В книге В. Короленко «История моего современника» (М., 1965) автор попытался вызвать в памяти и оживить ряд картин прошлого: как они отражались в душе сначала ребёнка, потом юноши, потом взрослого человека. В книге писатель стремился к полной исторической правде, часто жертвуя её красивыми или яркими чертами правды художественной.
Популярность Короленко была огромна, и царское правительство было вынуждено считаться с его публицистическими выступлениями. Писатель привлекал внимание общественности к самым острым, злободневным вопросам современности.
В своей литературной и общественной деятельности писатель обращал внимание на положение евреев в России, был их последовательным и активным защитником. В 1911–1913 годах Короленко выступал против антисемитов, раздувавших сфальсифицированное «дело Бейлиса», опубликовал более десяти статей, в которых разоблачал ложь и фальсификации черносотенцев.
Монография Г.А. Бялого «В. Г. Короленко» (М., 1983) представляет собой наиболее полное исследование творчества известного русского писателя. Автор книги рассматривает творческий путь, социальные, эстетические и философские взгляды В.Г. Короленко на фоне революционного движения в России и в связи с развитием новой демократической литературы.
В нашей стране творчество Короленко пользуется широкой популярностью. Его чтят, как выдающегося писателя, отдавшего свой талант на защиту человека, видят в нём горячего патриота, верившего в могучие силы своего народа.
На вставке представлены также периодические издания, освещающие жизненный и творческий путь писателя.
В статье А.В. Гноевых «Владимир Галактионович Короленко» (Вопросы истории. – 2013. – № 12. – С. 113–129) рассматривается общественная акция писателя в защиту 10-ти мултанских вотяков, обвиненных в ритуальном убийстве – человеческом жертвоприношении языческим богам. В этом процессе участвовали многие видные юристы, но основная заслуга в оправдании вотяков приписывалась именно Короленко. Ему было предоставлено последнее слово на заключительном судебном заседании в Мамадыше. Короленко добился оправдания оклеветанных людей.
На страницах журнала «Литература в школе» (2001. – № 7. – С. 2–9) в статье С.С. Фолимонова «Пейзаж в творчестве В.Г. Короленко» анализируются пейзажные зарисовки в очерках писателя. Автор максимально оттачивает слог, стараясь, чтобы его описания отличались простотой и глубиной фразы. Короленко часто одухотворяет природу, заставляя ее активно участвовать в развитии сюжета.
А. Гноевых, А. Данюк в статье «Редакторские тетради Короленко как зеркало литературного процесса в России начала ХХ века» рассматривают работу писателя и редактора журнала «Русское богатство». Речь идет о тетрадях Владимира Галактионовича Короленко, ставшего в 1904 году преемником Михайловского на посту главного редактора журнала.
Прошло сто шестьдесят пять лет с тех пор, как перестало биться сердце писателя. Но даже такая временная отдалённость не притупила остроту проблем, поднятых в своё время этим великим заступником униженных и оскорблённых.
Не в одном поколении многие русские люди воспринимают Короленко и как своего учителя, и как собственную совесть. Его произведения, вошедшие в богатое наследие классической литературы, не потеряли своего художественного значения и в настоящее время.
Выставка продлится до 7 августа 2018 года.
27.07.2018 | Просмотров: 480