Поиск
Логин:  Пароль:  Регистрация
Поиск:

К архиву новостей

Максимилиан Волошин – мастер акварели

Клуб «Художник»

19 июля в литературной гостиной библиотеки состоялась очередная встреча в клубе «Художник». В этот жаркий летний день хотелось вспомнить о море, горных пейзажах Крыма, в котором многие проводят свой отпуск и выражают свои впечатления в новых картинах. Занятие было посвящено творчеству Максимилиана Волошина (1877–1932) – многогранного мастера, воспевавшего в своих медитативных стихах и философских акварелях непостижимую красоту Крыма.

Библиотекарь отдела искусств Анна Скринникова рассказала о творческом пути художника, который с жаждой познания всего нового никогда не переставал совершенствоваться, и прочла стихи, раскрывающие богатство его мироощущения. Основой беседы о русском поэте-символисте, художнике, критике и философе послужила книга: Максимилиан Волошин. «Коктебельские берега: стихи, рисунки, акварели, статьи» (Симферополь, 1990).

Для художника, который родился в Киеве, переехал в шестнадцатилетнем возрасте с мамой в Крым, затем учился на юридическом факультете Московского университета, знаковым событием в жизни стал переезд в Париж. Там он получил возможность учиться живописи в ателье Кругликовой и Коларосси. В Париже знакомится с Матиссом, Модильяни, Пикассо, Риверой, оказавшими на наго большое влияние, впитывает французскую литературу, пишет рецензии и критические статьи.

Несмотря на очарование столицы Франции, художник продолжает странствовать, посещая музеи и библиотеки Европы. Вернувшись в Крым, Волошин принимается за постройку собственного дома, который планировался для удобства гостей, их отдыха, творчества и общения. Именно с Коктебелем связана вся жизнь поэта, писавшего: «…и на скале, замкнувшей зыбь залива, судьбой и ветрами изваян профиль мой…».

Участники клуба просмотрели видеоряд прекрасных волошинских мест, а также убранства дома художника, в котором поражает масштабная библиотека, книги, доступные для всех друзей. До сих пор все предметы в доме расставлены так, как этого хотел мастер. Наши читатели вспомнили свои поездки в Крым, написанные там пейзажи, которые не раз экспонировались в отделе искусств. Часто путешествующие по Кавказскому побережью и Крыму художники клуба Татьяна Маловичко и Михаил Мухтаров вдохновились на очередное путешествие в этот край моря и гор, поделились желанием посетить дом Волошина, двери которого открыты для гостей. Благодатное пристанище Максимилиана Волошина посещали в разные годы известные деятели искусства: Н. Гумилёв, В. Брюсов, С. Соловьёв, О. Мандельштам, М. Цветаева, К. Чуковский, А. Толстой, М. Булгаков, И. Бродский, Б. Кустодиев, С. Рихтер и многие другие.

Для критиков акварели Волошина были слишком «японскими», непонятными. Художник действительно придерживался точки зрения японцев, которые фиксируют на бумаге живую природу, не приукрашая и не утяжеляя её, избегая декоративности полотна. В акварели Максимилиана Александровича нет лишнего мазка – они отчётливы и легки, в них много света и медитативного спокойствия. Каждый цвет имеет особое значение: красный – земля, глина, страсть; синий – воздух, дух, мысль, бесконечность и неизвестность; жёлтый – солнце, свет, воля, самоосознанность; лиловый – цвет молитвы и тайны; зелёный – надежда и радость бытия.

Художники с интересом рассматривали акварели Волошина, вглядывались в детали, рассматривали символы, увлеченно рассуждали о технике, сложности и, одновременно, простоте, воздушности его работ.

Для более глубокого понимания индивидуальности Волошина библиотекарями были подобраны художественные альбомы современников, представителей киммерийской школы – Айвазовского и Богаевского, работы японских мастеров, так вдохновлявших Максимилиана Александровича, а также книги, раскрывающие особенности работы акварелью, которой заинтересовались донецкие художники, давно работающие с этим материалом и только постигающие эту непростую технику.

Дискуссия о творчестве Волошина, полного мистики и символов, плавно перешла в разговор художников о своих работах.

Размышляя о способе изображения пейзажа, Борис Иванович Мурзин, предпочитающий работать на пленере, представил серию акварельных этюдов: «Речка Грузская», шахта «Панфиловская», «Утро» и нежный натюрморт «Абрикосы».

Галина Константиновна Поторочина, принимающая активное участие в расшифровке символики волошинских акварелей, рассказала о своей очередной работе в оригинальной авторской технике аппликации «Итальянка».

Приятным событием для художников стал визит Анатолия Гавриловича Озерова – многолетнего участника клуба, проживающего сейчас в Америке. Он показал фотографии своих новых работ: детских портретов, которые ему всегда отлично удавались, пейзажей, натюрмортов, экспериментов в области абстракция, копии Рериха.

В теплой атмосфере творческого общения художники делились своими впечатлениями, творческими планами, выбирали понравившиеся книги.

20.07.2018 | Просмотров: 551

Чтобы оставить свой комментарий зарегистрируйтесь и/или войдите на сайт, используя форму сверху

Министерство культуры Донецкой Народной Республики Портал «Культура Донбасса» Донецкая республиканская библиотека для молодежи Донецкая республиканская библиотека для детей им. С.М. Кирова Донецкий государственный академический театр оперы и балета имени А.Б. Соловьяненко Донецкий государственный академический музыкально-драматический театр имени М.М. Бровуна Донецкая государственная академическая филармония Донецкий республиканский художественный музей Донецкий республиканский краеведческий музей