Максимилиан Волошин – мастер акварели
Клуб «Художник»
19 июля в литературной гостиной библиотеки состоялась очередная встреча в клубе «Художник». В этот жаркий летний день хотелось вспомнить о море, горных пейзажах Крыма, в котором многие проводят свой отпуск и выражают свои впечатления в новых картинах. Занятие было посвящено творчеству Максимилиана Волошина (1877–1932) – многогранного мастера, воспевавшего в своих медитативных стихах и философских акварелях непостижимую красоту Крыма.
Библиотекарь отдела искусств Анна Скринникова рассказала о творческом пути художника, который с жаждой познания всего нового никогда не переставал совершенствоваться, и прочла стихи, раскрывающие богатство его мироощущения. Основой беседы о русском поэте-символисте, художнике, критике и философе послужила книга: Максимилиан Волошин. «Коктебельские берега: стихи, рисунки, акварели, статьи» (Симферополь, 1990).
Для художника, который родился в Киеве, переехал в шестнадцатилетнем возрасте с мамой в Крым, затем учился на юридическом факультете Московского университета, знаковым событием в жизни стал переезд в Париж. Там он получил возможность учиться живописи в ателье Кругликовой и Коларосси. В Париже знакомится с Матиссом, Модильяни, Пикассо, Риверой, оказавшими на наго большое влияние, впитывает французскую литературу, пишет рецензии и критические статьи.
Несмотря на очарование столицы Франции, художник продолжает странствовать, посещая музеи и библиотеки Европы. Вернувшись в Крым, Волошин принимается за постройку собственного дома, который планировался для удобства гостей, их отдыха, творчества и общения. Именно с Коктебелем связана вся жизнь поэта, писавшего: «…и на скале, замкнувшей зыбь залива, судьбой и ветрами изваян профиль мой…».
Участники клуба просмотрели видеоряд прекрасных волошинских мест, а также убранства дома художника, в котором поражает масштабная библиотека, книги, доступные для всех друзей. До сих пор все предметы в доме расставлены так, как этого хотел мастер. Наши читатели вспомнили свои поездки в Крым, написанные там пейзажи, которые не раз экспонировались в отделе искусств. Часто путешествующие по Кавказскому побережью и Крыму художники клуба Татьяна Маловичко и Михаил Мухтаров вдохновились на очередное путешествие в этот край моря и гор, поделились желанием посетить дом Волошина, двери которого открыты для гостей. Благодатное пристанище Максимилиана Волошина посещали в разные годы известные деятели искусства: Н. Гумилёв, В. Брюсов, С. Соловьёв, О. Мандельштам, М. Цветаева, К. Чуковский, А. Толстой, М. Булгаков, И. Бродский, Б. Кустодиев, С. Рихтер и многие другие.
Для критиков акварели Волошина были слишком «японскими», непонятными. Художник действительно придерживался точки зрения японцев, которые фиксируют на бумаге живую природу, не приукрашая и не утяжеляя её, избегая декоративности полотна. В акварели Максимилиана Александровича нет лишнего мазка – они отчётливы и легки, в них много света и медитативного спокойствия. Каждый цвет имеет особое значение: красный – земля, глина, страсть; синий – воздух, дух, мысль, бесконечность и неизвестность; жёлтый – солнце, свет, воля, самоосознанность; лиловый – цвет молитвы и тайны; зелёный – надежда и радость бытия.
Художники с интересом рассматривали акварели Волошина, вглядывались в детали, рассматривали символы, увлеченно рассуждали о технике, сложности и, одновременно, простоте, воздушности его работ.
Для более глубокого понимания индивидуальности Волошина библиотекарями были подобраны художественные альбомы современников, представителей киммерийской школы – Айвазовского и Богаевского, работы японских мастеров, так вдохновлявших Максимилиана Александровича, а также книги, раскрывающие особенности работы акварелью, которой заинтересовались донецкие художники, давно работающие с этим материалом и только постигающие эту непростую технику.
Дискуссия о творчестве Волошина, полного мистики и символов, плавно перешла в разговор художников о своих работах.
Размышляя о способе изображения пейзажа, Борис Иванович Мурзин, предпочитающий работать на пленере, представил серию акварельных этюдов: «Речка Грузская», шахта «Панфиловская», «Утро» и нежный натюрморт «Абрикосы».
Галина Константиновна Поторочина, принимающая активное участие в расшифровке символики волошинских акварелей, рассказала о своей очередной работе в оригинальной авторской технике аппликации «Итальянка».
Приятным событием для художников стал визит Анатолия Гавриловича Озерова – многолетнего участника клуба, проживающего сейчас в Америке. Он показал фотографии своих новых работ: детских портретов, которые ему всегда отлично удавались, пейзажей, натюрмортов, экспериментов в области абстракция, копии Рериха.
В теплой атмосфере творческого общения художники делились своими впечатлениями, творческими планами, выбирали понравившиеся книги.
20.07.2018 | Просмотров: 551