Наша жизнь принадлежит истории
Книжная выставка
Будущее светло и прекрасно. Любите его, стремитесь
к нему, работайте для него, приближайте его,
переносите из него в настоящее, сколько можете перенести…
Н.Г. Чернышевский
12 июля в отделе документов по гуманитарным и естественным наукам открылась книжная выставка «Наша жизнь принадлежит истории», посвященная 190-летию со дня рождения Н.Г. Чернышевского, ученого, величайшего философа-материалиста, литературного критика, публициста, писателя.
В ряду славных деятелей русского революционно-демократического движения Николай Гаврилович Чернышевский по праву занимает самое выдающееся место.
Деятельность Чернышевского отличалась необычайной многогранностью – это был бесстрашный революционер, неутомимый политический борец против царского самодержавия. Воинствующий философ-материалист и диалектик, он был также оригинальным историком, социологом, крупнейшим экономистом, критиком, выдающимся новатором в эстетике и литературе.
Мировоззрение Н.Г. Чернышевского сформировалось в середине XIX столетия. В этот же период развернулась и его революционная деятельность. В исследовании В.Г. Баскакова «Мировоззрение Чернышевского» (М., 1956) материалистическая философия Чернышевского явилась вершиной в развитии русской и всемирной философии домарксистского периода. Книга была издана Институтом философии Академии наук СССР.
В сборнике Н.Г. Чернышевский «Прекрасное есть жизнь» (М., 1978) в сжатой форме представлено наследие Чернышевского – философа, писателя, критика, его статьи и очерки, отрывки из романов, письма. Раздел «Прекрасное есть жизнь» убедит читателя в глубине, широте и жизненности взглядов Чернышевского на искусство и жизнь, поможет сверить свой взгляд на прекрасное с точки зрения писателя.
Писатель, отмечал Чернышевский, может стать гениальным человеком только тогда, когда он «…верно поймёт положение и потребности своего народа, <…> сделает литературу средоточием национальной жизни». Чернышевский имел всё, чтобы стать таким писателем также и в области романа.
В монографии Г.Е. Тамарченко «Чернышевский – романист» (Л., 1976) рассматриваются художественные произведения писателя и, прежде всего, знаменитые «Что делать?» и «Пролог», их идейное содержание и художественное своеобразие, их место в истории русского романа и роль в развитии интеллектуальной прозы.
Полная драматических событий жизнь Чернышевского наложила отпечаток на мемуарs о нём. Долгое время существовавшие запреты на упоминания об опальном мыслителе служили сильным сдерживающим фактором для современников, и к мемуарам многие из них приступили лишь спустя много лет после его смерти.
О жизни – подвиге великого революционного демократа, остававшегося на протяжении нескольких десятилетий идейным вдохновителем русских революционеров, рассказывает книга «Н.Г. Чернышевский в воспоминаниях современников» (М., 1982).
Есть времена, есть целые века,
В которых нет ничего желанней,
Прекраснее – тернового венка!
Эти слова Некрасова – лучший эпиграф к судьбе Н.Г. Чернышевского, судьбе трагической и прекрасной одновременно.
В советское время Н.Г. Чернышевский занимал почетное место на Олимпе революционных деятелей, считаясь, наряду с Герценым, прямым предшественником большевиков. Юбилейные годы со дня рождения Николая Гавриловича праздновались с размахом, его персона героизировалась. В 1978-м году, когда отмечали 150-летие со дня рождения писателя, вышло рекордное число статей, посвященных легендарному вдохновителю нового образа жизни: Г. Орловой «Великий мыслитель и писатель» (Библиотекарь. – 1978. – № 6. – С. 19–21), У. Гуральника «Художник революционной демократии» (Новый мир. – 1978. – № 7. – С. 262–276) и другие, которые являются яркими образцами подобных документов, созданных под влиянием эпохи.
После распада Советского Союза в печати разгорелась дискуссия как о влиянии Чернышевского на ход исторических событий, так и о его вкладе в развитие культуры. Площадкой для высказывания точек зрения выступили многие периодические издания, даже журнал «Православная беседа» (1997. – № 3. – C. 41–44), опубликовавший мнение преподавателя Московской духовной академии Михаила Дунаева под заголовком «Пророк «светлого будущего».
Новая трактовка фигуры писателя оформилась и была показана в статье В. Сердюченко «Чернышевский в романе В. Набокова «Дар»: к предыстории вопроса» (Вопросы литературы. – 1998. – № 2. – С. 333–348). В статье представлена история противостояния середины ХIХ века между общепризнанными в то время корифеями пера и наследниками классических традиций изящного слова в литературе (Лев Толстой, Иван Тургенев, Афанасий Фет) и представителями либерально-демократического лагеря в русской словесности (Николай Добролюбов и Николай Чернышевский).
Проблемы переосмысления роли личности создателя романа «Что делать?» в истории и литературе тревожили также и других авторов. Так, М. Елиферова поместила собственные размышления под заголовком «Что делать с Чернышевским?» ( Вопросы литературы. – 2007. – № 5. – С. 232–251).
Одним из примеров взвешенной и продуманной современной позиции специалиста-литературоведа в отношении некогда культового писателя служит статья Владимира Кантора «Голгофник versus Варавва» на страницах издания «Вопросы литературы» (2013. – № 6. – С. 294–331).
Все документы, отражающие эволюцию взглядов на роль и место в истории теоретика критического социализма Н.Г. Чернышевского, представлены на выставке, которая продлится до 25 июля.
12.07.2018 | Просмотров: 537