Поиск
Логин:  Пароль:  Регистрация
Поиск:

К архиву новостей

Донбасс в художественной литературе Роман «Глюкауф» Василия Семеновича Гроссмана

Цикл тематических выставок «Книга недели»

В рамках цикла обзора «Книга недели» на радио «Комета» отдел краеведения продолжил рассматривать тему «Донбасс в художественной литературе». В этот раз был предложен роман Василия Гроссмана «Глюкауф», который написан автором, когда он жил в Донбассе. Это был первый роман писателя. Вначале произведение принесло немалые огорчения Гроссману, так как посланный в Москву в Профиздат роман был возвращен с отрицательной рецензией, неутешительный отзыв был получен и от Максима Горького. Но, не смотря на это, Гроссман продолжает усиленно работать над своим произведением, и в 1934 году его роман принимают для издания в «Московском товариществе писателей». Роман печатается сначала в литературном альманахе «Год XVII», а затем в 1935 году он был издан издательством «Советский писатель» отдельной книгой. После публикации этого романа Гроссман переезжает в Москву и становится профессиональным писателем. Можно сказать, что это произведение дает Василию Семеновичу путевку в большую литературную жизнь.

Заинтересовавшись романом, решили его прочитать, но оказалось, что в фондах нашей библиотеки его нет. С помощью межбиблиотечного абонемента начались поиски. И только в Москве была найдена эта книга. Как свидетельствует печать на титульном листе книги эта книга из Красно-Пресненского библиотечного передвижного фонда Областкома Союза Машиностроения. Имея в своем фонде четыре издания, одно из них коллеги из Москвы решили подарить нашей библиотеке. Так роман пополнил редкий фонд отдела краеведения. Мы очень благодарны за этот благородный поступок российских коллег.

Книга представляет собой Роман-газету в твердом картонном переплете. Год издания 1935, номер 5. На титульном листе изображен портрет молодого в то время Василия Гроссмана и название романа «Глюкауф», а также название предприятия, где был издан роман – это Государственное издательство «Художественная литература». Отпечатан в типографии «Известий ЦИК СССР и ВЦИК», г. Москва, тиражом 150.000 тысяч экземпляров.

Это роман о жизни шахтеров и заводской интеллигенции. На вопрос о том, почему произведение назвается «Глюкауф» автор отвечал так: «Человеку, бывавшему в Рурском бассейне, хорошо знакомо это слово. – Глюкауф! Счастливо подняться! В Руре люди, встречаясь и прощаясь, не говорят друг другу «здравствуйте», «прощайте», «до свидания». Они говорят: «Глюкауф». И мне хочется так озаглавить книгу, посвященную шахтерам Донбасса. Счастливо подняться, но подняться не только из шахты. Счастливо подняться из черных недр самой глубокой шахты земли – шахты капитализма. Подняться на вершины материальной культуры. Подняться к овладению всеми ценностями науки и искусства. И дальше. Шагнуть на другие, еще более прекрасные вершины, о которых не смел мечтать ни один фантазер и безумец».

В начале книги автор знакомит нас с главными героями своего произведения. Четверо из них встречаются в поезде. Это шеф-монтеры Безольд и Август, выписанные из Бохума монтировать новую вентиляционную установку на шахте, Лев Генрихович Рейт, заведующий вентиляцией шахты № 4, и безбилетный Семен Прудников, ехавший из деревни на работу в шахту, за лучшей жизнью. По дороге на шахту, приезжие видят прекрасную донецкую степь ранним майским утром. Но все меняется в один миг, когда начинают гудеть гудки, призывающие рабочих на шахты и в забои. Из слов автора: «И вдруг завыл гудок. Его пронзительный острый голос далеко несется по степи, и вся стая шахт, подняв к небу красные дымящиеся пасти, начинает выть, пронзительно, уныло, зло. Тут и «Провиданс», и «Мария», и «17 бис», и «Рыковская 5/6», и «Девятая капитальная», «Смолянка», «Иван»…. Воздух дрожит, как густые, до отказа натянутые струны. Вой становится все напряженней и выше.… К острому вою шахт присоединяется чугунный голос металлургического завода. Его могучий бас перекрывает хор дискантов и альтов, он так низок и силен, что кажется: звучит не в воздухе, а в земле». Василий Семенович так мастерски описывает данное событие, что, кажется, сам находишься в центре происходящего. Далее приезжие созерцают старые шахтные поселки, которые постепенно сносят, а на их месте строятся новые дома.

В процессе чтения мы знакомимся и с другими персонажами, работающими на шахте № 4, где разворачиваются основные события романа, это главный инженер Василий Иванович Лакшин, управляющий трестом Алексей Антонович Шарин, секретарь шахтпарткома Павел Лунин, начальник горноспасательной станции Кубанец, передовики производства, забойщик шахты Марей Михайлович Андреев, бурильщик Доронин. И вот среди этих основных и второстепенных персонажей происходит борьба за механизацию шахты. Старые кадровые сотрудники – это инженеры, штейгеры, техники во главе с Лакшиным были против механизации. А вот управляющий трестом Шарин, секретарь шахтпарткома Лунин, инженер Рейт, забойщик Андреев, бурильщик Доронин и другие молодые рабочие были за передовые методы работы, за механизацию. На общем собрании было принято волевое решение Шарина – выделить опытный участок и начать работу по ее механизации. И работа закипела…. Двадцать кадровых шахтеров были посланы на Лидеевку, на курсы по механизации. В то время шахта Лидеевка была знаменита на весь Донбасс механизированной лавой в 380 метров, самой большой в Союзе. В романе Василий Семенович очень красочно описывает отъезд курсантов на учебу совсем не похожих на студентов – суровых, жилистых шахтеров, но все они были гладко выбриты, торжественно нарядны, и все сознавали важность происходящего. В это время на шахту прибывало оборудование. В корпусах только и говорили, что о механизации. Все, работавшие на восточном участке, записывались в ударники. Был запущен новый мощный вентилятор. Но не все бывает гладко, случился пожар в камере внизу механизированной лавы, но шахтеры не вышли из лавы пока не потушили пожар. Все отчетливо понимали, как нужна и важна для шахты первая механизированная лава…

Пришел вечер. Пронеслась беда, а люди не могли сидеть дома. Им хотелось быть всем вместе. Ведь сегодня они могли умереть, а завтра будет пущена лава. И утром лава ожила. Первая смена приступила к работе. Первая смена в механизированной лаве. Две другие смены столпились на штреке. Велико было напряжение сердец. «Василий Иванович (главный инженер) был в шахте с самого утра. После вчерашних волнений, когда он думал, что шахта погибла, с ним творилось что-то неладное. Старый, перепачканный пылью, он суетился, помогая устанавливать последние рамы конвейера. Когда зажужжала врубовая машина, и уголь потек по металлическому желобу, он отошел в сторону, стал позади пустых вагонеток.

- Пошло дело? – спросил у него Шарин.

Василий Иванович посмотрел на него и вдруг почти истерически закричал:

- Да, да, вы были правы – я ошибся, я ошибся!

Глаза его стали влажными от слез». На этой высокой ноте и был закончен роман Василия Семеновича Гроссмана.

Василием Семеновичем Гроссманом были написаны и другие произведения: «Степан Кольчугин», «Народ бессмертен», «Сталинградские очерки», «Черная книга», «За правое дело», «Жизнь и судьба», «Добро Вам», «Годы войны». Некоторые из них экранизированы.

Несмотря на жизненные перипетии, Гроссман имел высокие награды – ордена и значимые медали, такие как ордена Красного Знамени, Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, медали «За оборону Сталинграда», «За взятие Берлина», «За освобождение Варшавы», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне».

Умер Василий Семенович Гроссман 14 сентября 1964 года.

На здании 1-й городской больницы, где он в свое время работал, по ул. Артема висит мемориальная доска.

09.07.2018 | Просмотров: 706

Чтобы оставить свой комментарий зарегистрируйтесь и/или войдите на сайт, используя форму сверху

Министерство культуры Донецкой Народной Республики Портал «Культура Донбасса» Донецкая республиканская библиотека для молодежи Донецкая республиканская библиотека для детей им. С.М. Кирова Донецкий государственный академический театр оперы и балета имени А.Б. Соловьяненко Донецкий государственный академический музыкально-драматический театр имени М.М. Бровуна Донецкая государственная академическая филармония Донецкий республиканский художественный музей Донецкий республиканский краеведческий музей