Проектирование образовательного процесса по географии и природоведению в условиях новых образовательных стандартов (интегрированные)
День информации
19 июня сотрудником отдела документов по гуманитарным и естественным наукам в «Русском центре» столичной библиотеки был проведён День информации для учителей биологии, географии (с интеграцией предмета «Природоведение») (слушателей Донецкого республиканского института дополнительного педагогического образования) на тему «Проектирование образовательного процесса по географии и природоведению в условиях новых образовательных стандартов (интегрированные)».
Изменения, происходящие в настоящее время в науке, в социальной жизни вызвали необходимость разработки новых подходов к системе обучения и воспитания школьников.
Успех в современном мире определяется способностью человека организовывать свою жизнь: видеть дальнейшую и ближайшую перспективу, находить и привлекать необходимые ресурсы, намечать план действий и осуществлять его, оценивая, удалось ли достичь поставленных целей.
Интеграция на разных ступенях обучения имеет свои особенности. Интегрированные уроки в начальной школе призваны научить ребенка с первых шагов обучения представлять мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны. Немного обо всем.
Проектная деятельность – один из важнейших источников получения ребёнком представлений о мире, который способствует формированию практических умений и навыков.
Проектная деятельность – один из эффективных методов организации обучения на уроках, мощное педагогическое средство, выходящее за рамки традиционной классно-урочной системы.
Внедрение проектной деятельности позволяет учителю организовывать освоение современных информационных технологий, формировать у учащихся необходимые навыки самостоятельной работы с различными источниками, в т. ч. электронными средствами, использовать мультимедийные технологии, повышать мотивацию и творческую активность, усиливать интеграционную составляющую обучения, т. к. в дальнейшем школьники смогут применять полученные навыки и умения в других областях.
В статье Е. В. Липатовой «Развитие личности младшего школьника в процессе проектной и исследовательской деятельности на уроках и во внеурочной деятельности» представлен опыт использования проектной и исследовательской деятельности на уроках предмета «Окружающий мир» и во внеурочной работе с целью развития младших школьников (Методист.- 2016.- №7.- С.53 -55).
В начальной школе интегрированные уроки целесообразно строить на объединении достаточно близких областей знаний. Так, чтение как предмет, включает помимо литературных текстов материалы по истории, природоведению. Математика содержит геометрический, алгебраический и арифметический материалы. Природоведение включает сведения из географии, биологии, ботаники.
В пособии Т. Ю. Охотниковой «Уроки биологии в курсе природоведения» (М.,2007) предлагаются варианты организации этапов начала урока и закрепления знаний учащихся по отдельным темам курса природоведения, связанным с биологией. Творчески работающие учителя, заинтересуются данной методикой и смогут, изучив, использовать её в своей практике.
Многие из нас привыкли к поразительным явлениям и сотворённой природе, и живое чудо уже не вызывает чувства удивления и восхищения, которые мы испытывали в детстве. Больше того, мало кто задумывался над тем, какие уроки преподаёт нам мир живого.
В книгу Т. Д. Ждановой «Сотворённая природа глазами биолога» (М., 2012) включены яркие и убедительные факты о мире живого. Это факты, собранные биологами по крупицам с помощью биологов всего мира. Пособие адресовано самому широкому кругу читателей, в том числе учащимся старших классов, преподавателям.
Трудно представить себе более увлекательное и познавательное путешествие, чем маршрут по материкам и океанам. Мир природы представится во всём великолепии. От того, как ребёнок научится понимать окружающий мир, зависит его гармония с природой.
Текст книги Н.Н. Петровой «География. По материкам и океанам» (М., 2013) содержит богатый иллюстрированный ряд уникальных природных объектов, объясняет многие географические явления. Почувствовать себя частью огромной планеты можно только поняв законы её жизни. Содержание этой книги разработано с учётом требований новых образовательных Стандартов.
Настоящий педагог должен оценивать свои успехи успехами своих учеников. И здесь на первый план выдвигаются профессиональное мастерство учителя, его методики, обучение и используемые педагогические технологии.
В книге Е. В. Титова, Л. В. Морозовой «Методика применения информационных технологий в обучении биологии» (М., 2010) рассматриваются различные стороны применения средств информационных технологий на занятиях по биологии: уроках, экскурсиях, кружках . На конкретных примерах показаны способы и формы использования компьютеров, цифровых лабораторий, цифровых микроскопов, интерактивных досок и мобильных учебных классов, обсуждаются возможности средств информационных технологий в процессе обучения биологии.
С большим интересом педагоги знакомились с журналами «География в школе», «География и экология в школе ХХI века», «Биология в школе», «Методист», «Классный руководитель», «Управление современной школой» и другими журналами.
Необходимо школьнику дать возможность на уроке осознать свою социальную значимость, духовную красоту и благородство поступков, и школьная «обязаловка» превратится в процесс коллективного поиска, коллективного творчества и становления личности ребёнка.
Стремясь улучшить качество школьного обучения, сегодня педагоги ищут новые, более эффективные технологии, обеспечивающие достижение более высоких результатов.
19.06.2018 | Просмотров: 468