Поиск
Логин:  Пароль:  Регистрация
Поиск:

К архиву новостей

Я жил на земле как поэт и солдат…

Книжная выставка

ОДГЕН

17 июня в отделе документов по гуманитарным и естественным наукам библиотеки открывается книжная выставка «Я жил на земле как поэт и солдат…», посвящённая 115-летию со дня рождения Михаила Светлова (настоящая фамилия Шейнкман), русского советского поэта, драматурга и журналиста, военного корреспондента, лауреата Ленинской премии (1903 -1964).

Вчитываясь в первые книжки Светлова, как хорошо знакомые, встречая звонкие, яркие, словно бы положенные на музыку времени и великолепно это время выразившие строки поэта, мы, кажется, уже видим, во всяком случае, совершенно реально можем представить себе его музу, забронзовевшую, но всё равно вечно юную и неизменно обаятельную.

Жить по-человечески на земле – значит жить в мире прекрасного. Это ключ к пониманию особенностей поэтического мира Светлова.

В 3- томное «Собрание сочинений» (Москва, 1974) Михаила Светлова включены стихотворения, поэмы, пьесы, литературно-критические статьи, его рецензии на книги многих поэтов, автобиографические заметки, воспоминания, выступления. Особый раздел составляют своеобразные новеллы, которые Светлов называл сказками для взрослых или «Повзрослевшими сказками».

Имя 23-летнего поэта Михаила Аркадьевича Светлова прозвучало на всю страну 29 августа 1926 года, когда в «Комсомольской правде» было напечатано его стихотворение «Гренада»:

Я хату покинул,

Пошел воевать,

Чтоб землю в Гренаде

Крестьянам отдать.

Прощайте, родные,

Прощайте, друзья —

«Гренада, Гренада,

Гренада моя!»

Этот день стал поэтическим днем рождения Светлова. Сам Михаил Аркадьевич признавался, что именно в «Гренаде» он открыл самого себя.

Стихотворение моментально разнеслось по всей стране. Маяковский читал «Гренаду» со сцены, а Марина Цветаева писала из Парижа Пастернаку: «Передай Светлову, что его «Гренада» — мой любимый стих за все эти годы.

Стихи оказались пророческими. Когда в 1936 году началась война в Испании, «Гренаду» пели советские летчики над Гвадалахарой. Затем ее подхватили бойцы-интернационалисты, и скоро песню запела Европа. Позднее, в гитлеровском лагере смерти Маутхаузене «Гренада» была гимном заключенных.

Невероятный успех «Гренады» грозил Светлову незавидной судьбой поэта одного стихотворения. Но однажды, в 1935 году, к поэту пришел кинорежиссер Семен Тимошенко. Он делал картину «Три товарища», в которой должна была быть песня про Каховку. Светлов вспоминал: «Каховка — это моя земля. Я вспомнил горящую Украину, свою юность, своих товарищей...». Через 40 минут песня была готова.

Стремление Светлова разобраться в существе происходящего, понять, определить своё место в жизни, борьбе, его поиск – своеобразны. В этом проявилась художественная индивидуальность светловской поэзии.

Сборник Михаила Светлова «Стихотворения и поэмы» (Москва - Ленинград, 1966) представляет собой задушевную и многозвучную, столь любимую советскими читателями лирику, в которой сочетается и высокий пафос, и грусть, и юмор. В книгу вошло несколько десятков стихотворений, опубликованных в газетах и журналах 20-30 –х годов и фактически забытых, а также новые, ещё не известные читателю стихи.

Светлов был народным любимцем, но жизнь его не была гладкой. Комсомолец-романтик, он был исключен из комсомола. Веря в идеалы революции, он никогда не вступал в партию. Воспевая мечту о летящей к счастью молодой стране, он был гоним властями. Светлов добровольцем ушел на Гражданскую войну, а его преследовали за симпатии к троцкистам. Военным корреспондентом он дошел до Берлина в 1945-м, но был «не выездным» и никогда не увидел той самой Гренады, которую прославил на весь мир.

Книга Ф. Светлова «Михаил Светлов» (Москва, 1967) представляет собой очерк творчества Михаила Светлова. Автор делится мыслями о том, что дорого в поэзии Светлова, что помогает пониманию времени и самих себя.

О юморе, свойственном Светлову, написаны воспоминания, многие его остроты широко известны. Сам поэт считал юмор универсальным качеством человека, особенно хорошо заменяющим скучные назидания. Своё редкостное чувство юмора поэт не утратил даже тогда, когда был тяжело болен и знал, что часы его сочтены.

Книга И. Игина «Улыбка Светлова» (Ленинград,1970) составлена из отрывочных рассказов, шаржей, сделанных в разное время, при различных обстоятельствах. Многие мысли, афоризмы Светлова записывались не сразу. Читателю будет интересно видеть в книге живую руку поэта.

Годами Светлова не печатали, не упоминали критики. Только в 1959 году поэт вернулся в литературу. Но жить оставалось уже так мало. Он знал, что умирает. Знал и всё-таки какой – то частицей души верил в чудо. С ним совершалась обидная несправедливость. А он не хотел и не умел сдаваться.

Светлов был всегда. Он - живая история, история поэтическая, особая.

Любой желающий может вернуться к его книгам, ко всему тому, что написал Светлов, к стихам, знаемым наизусть, знакомым и не знакомым.

Может, руки мои не напишут

Очень нужные людям слова,

Всё равно, пусть вселенная дышит,

Пусть деревья растут и трава.

На книжной выставке также представлены журнальные статьи о творческой деятельности Михаила Светлова.

На страницах журнала «Знамя» в рубрике «Документы. Воспоминания» представлен цикл статей русского поэта и прозаика, переводчика Якова Хелемского под общим названием «Вечный подданный поэзии (уроки Михаила Светлова)». Автор делится воспоминаниями о первой встрече с поэтами М. Светловым и М. Голодным, которая состоялась в киевской гостинице «Континенталь». Якову Александровичу тогда исполнилось всего 16 лет, он стоял в самом начале своего творческого пути. Много времени спустя, уже после войны, Хелемский и Светлов сдружились, стали добрыми товарищами. «…У любого, кто знал Светлова, были неповторимые соприкосновения с ним – его умом, его талантом. Вследствие этого, помимо общего для всех нас Светлова, существует у каждого свой Светлов… Вот и я хочу рассказать о своем Светлове, об всем, что накопилось в сознании и в душе, начиная с давних киевских встреч и кончая последними месяцами жизни поэта», – писал Я. А. Хелемский (1966. – № 10. – С. 192 – 213; № 11. – С. 193 – 212; № 12. – С. 204 – 223).

Журнал «Молодая гвардия» (1973. – № 6. – С. 300 – 304) опубликовал к 70–летию со дня рождения М. Светлова статью Евгения Долматовского «Стихи–товарищи». Автор рассказывает о таком понятии как «почерк поэта». Это явление столь же редкое, как талант и является неотрывной частью таланта. Как утверждает Е. Долматовский, Михаил Светлов «всегда говорил своим голосом и писал своим почерком».

Планеты, звезды метеориты издавна привлекали внимание не только ученых–астрологов, но и поэтов. Подобно многим поэтам, Светлов обращал свой взор и к звездному небу. «Небесные» образы вплетались в целостную картину поэтического мировоззрения. Все сущее взаимосвязано, и всему есть место в поэзии – об этом статья А. А. Малиновского «Космические образы в поэзии Михаила Светлова» (Русский язык в школе. – 2009. – № 6. – С. 63 – 68).

Книжная выставка будет действовать до 30 июня.

14.06.2018 | Просмотров: 477

Чтобы оставить свой комментарий зарегистрируйтесь и/или войдите на сайт, используя форму сверху

Министерство культуры Донецкой Народной Республики Портал «Культура Донбасса» Донецкая республиканская библиотека для молодежи Донецкая республиканская библиотека для детей им. С.М. Кирова Донецкий государственный академический театр оперы и балета имени А.Б. Соловьяненко Донецкий государственный академический музыкально-драматический театр имени М.М. Бровуна Донецкая государственная академическая филармония Донецкий республиканский художественный музей Донецкий республиканский краеведческий музей