Формирование социально активной личности средствами дополнительного образования
День информации
24 апреля сотрудником отдела документов по гуманитарным и естественным наукам в «Русском центре» столичной библиотеки был проведён День информации для руководителей кружков всех типов (слушателей Республиканского учебно-методического центра повышения квалификации работников культуры) на тему «Формирование социально активной личности средствами дополнительного образования».
Реформирование системы образования, принятие нормативно-правовых документов определили новый девиз современного образования – «образование в течение всей жизни», ориентированное на личность, как центральную фигуру общественной жизни.
Воспитание свободной личности, готовой нести ответственность за свои поступки, мысли и действия выступают сегодня в качестве важных задач современного образования.
Размышляя о целенаправленном, системном движении в сторону решения задач саморазвития подрастающего поколения, сегодня учёные делают особый акцент на реализацию дополнительного образования.
В книге С. Н. Уварова, М. В. Кунина «Основы творческо-конструкторской деятельности» (М., 2005) приведены методы решения творческих задач в ракурсе развивающего обучения школьников. Книга будет полезна педагогам, работающим в сфере, как общего, так и дополнительного образования.
Высокотехнологичная экономика формирует спрос на энергичных людей, обладающих высоким интеллектом и развитыми творческими способностями в современных областях науки и техники.
Роль дополнительного образования детей в решении задач подготовки инженерно- технических кадров, приобщения учащихся к техническому творчеству, особенно велика.
В статье И. В. Барановой «Система работы по развитию творческих способностей обучающихся средствами цифрового прототипирования и робототехники» отмечается, что сфера дополнительного образования детей становится инновационной площадкой для отработки образовательных моделей и технологий будущего (Методист. – 2016. – № 4. – С. 18–20).
Коллектив одного из краевых центров информационно-технической работы делится опытом по привлечению школьников к достижениям технической мысли, сохраняя традиционные формы работы с обучающимися и педагогами, внедряет новый проект, направленный на формирование педагогических условий для развития детского научно-технического творчества «Технологии будущего».
Взаимодействие и консолидация общих усилий образовательных учреждений, бизнес - структур, общественных организаций и предприятий создают условия для внедрения в образовательный процесс технологий будущего, создания новой модели дополнительного образования, отвечающей потребностям времени.
Сегодня главная задача образования - подготовка обучающегося, обладающего такими личностными качествами, как инициативность, способность творчески мыслить и находить инновационные решения, умение выбирать свой профессиональный путь.
Одной из форм такой образовательной деятельности является интеллектуальная игра – «Дебаты».
В сборнике Л. А. Турик «Дебаты» (Ростов н/Д., 2012) представлены различные формы дебатов, приводится игровое моделирование государственных структур, техника публичных выступлений, организация и проведение соревнований. Обобщен опыт работы городского клуба «Дебаты».
Дополнительное образование рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в обществе. Оно социально востребовано детьми, родителями, педагогами и обществом в целом, сочетает в себе воспитание, обучение и развитие личности ребёнка.
В 2-х томном издании «Детям - о традициях народного мастерства» (М., 2001) представлены учебно-методические материалы, даны рекомендации к проведению интегрированных занятий с младшими школьниками по изобразительному искусству и художественному труду, приуроченных к событиям традиционного календаря.
Дополнительное образование создаёт условия для формирования нравственных качеств личности, осознанности действий и поступков через создание воспитательной среды, насыщенной традициями и методами работы; способствует формированию волевых качеств личности с помощью применения специфических, свойственных дополнительному образованию форм и методов обучения, воспитания, развития. Особое внимание в решении задач саморазвития личности должно быть отведено работе с подростками.
Статья И. В. Ивановой, Ю. А Власова и др. «Создание подростками проектов профессионального самоопределения в дополнительном образовании» посвящена вопросу педагогического сопровождения саморазвития личности подростков в дополнительном образовании. Предложено описание методики и практического опыта сопровождения учащихся по созданию проектов профессионального самоопределения в дополнительном образовании (Методист. – 2017. – № 9. – С. 23–26).
Реальность современного мира свидетельствует о необходимости переосмысления новой эпохи, судьба которой, безусловно, будет определяться уровнем науки, образования, культуры, социальной и духовной сфер. Дополнительному образованию в этом отводится особое место, т.к. оно направлено на формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в нравственном, интеллектуальном, физическом совершенствовании, формировании культуры здорового образа жизни.
24.04.2018 | Просмотров: 491