Живописное самопознание Фриды Кало
Встреча в клубе «Художник»
15 марта в литературной гостиной библиотеки прошла встреча клуба «Художник», работающего при отделе искусств. Традиционно мартовское занятие посвящено женщине-художнице. В этом году гостям и читателям библиотеки было предложено ознакомиться с живописью неординарной мексиканской художницы XX века – Фриды Кало.
Сотрудница отдела искусств Анна Скринникова, подготовившая рассказ о легендарной Фриде, обратила внимание присутствующих на то, что живопись для неё была своеобразным визуальным конспектом жизненных потрясений, поэтому для правильного понимания символов, которыми насыщено творчество художницы, анализ картин сопровождался биографическими отсылками и мультимедийным сопровождением.
Значительное место в живописной галерее художницы отведено автопортретам – они помогли ей сформировать представление о себе самой. Мы видим её неизменно серьёзной и лишь окружающая атрибутика раскрывает внутренние переживания. Для выражения своих мыслей и чувств Кало вырабатывает собственный живописный язык, настаивая на том, что она не является сюрреалистом и всё изображаемое – не выдумка, как у представителей этого стиля, а способ выражения действительности.
Фрида Кало черпала стилистические приёмы из народного творчества Мексики, видя в нём источник особого вдохновения и жизненных сил. Позже, когда женщине придется продолжительное время жить в США, сопровождая своего мужа Диего Ривера – известного мексиканского художника, в то время работавшего над фреской для Института искусств, в её картинах начнёт проявляться двойственность её натуры – любовь к мексиканским традициям и интерес к техническому прогрессу. В этот период художнице приходится пройти через множество жизненных испытаний, что поспособствует рождению сюжетных картин, так откровенно обнажающих эмоциональное состояние Фриды.
К концу жизни художница испытывает особый интерес к натюрмортам, но из-за ухудшающегося состояния здоровья стиль резко меняется – вместо тонко выписанных деталей на холсте появляются схематично изображённые предметы, лишённые светотени и объёма.
Последней картиной художницы стал натюрморт «Да здравствует жизнь!», что в полной мере выражает отношение к жизни этой удивительной, несмотря на все жизненные потрясения, жизнерадостной женщины.
Художников клуба и присутствующих на встрече любителей изобразительного искусства поразила сила воли Фриды Кало, всю жизнь страдавшей от травмы позвоночника и многочисленных переломов, полученных вследствие автокатастрофы, её желание творить, будучи девять лет неподвижной на больничной кровати, передавать своё мастерство начинающим художникам, проводя занятия у себя дома. Все пришли к убеждению, что силы жить и творить ей давала необъятная любовь к своему мужу – Диего Ривера, который к тому же являлся её первым наставником в живописи.
Заинтересовавшихся творчеством художницы ждём в отделе искусств и предлагаем ознакомиться с иллюстрируемым изданием Андреа Кеттенманн «Кало» (Москва, 2006), в котором ярко и увлекательно повествуется о жизни художницы, представлен подробный разбор наиболее значимых картин.
После беседы о Фриде Кало, дискуссии о её творчестве, присутствующие мужчины поздравили женщин с прошедшим весенним праздником. Фёдор Куринной принёс работы в стилистике китайской живописи, акцентируя на том, что для неё присуща простота линий и форм, передающих не столько сам предмет, сколько суть изображаемого. Фёдор представил серию картин «Улитка», «Весенние птицы», «Пион», «Орхидеи и бамбук» и первые пробы написания портретов тушью в технике «свободная кисть».
Борис Иванович Мурзин, многолетний участник клуба, порадовал присутствующих новыми акварельными работами, картиной «Зима», а также удивил тем, что, оказывается, работает в жанре портрета, представив картину «Дневной сон», на котором изобразил свою жену.
Художница Елена Матвеева рассказала о своей новой картине маслом «Любаня», а также о работе «Донецкий дворик», выполненной в не так давно полюбившейся акварели.
Поторочина Галина Константиновна, вдохновлённая приходом весны, продолжила свою серию женских портретов, выполненных в технике аппликации.
Презентация работ художников была очень оживлённой: задавали вопросы, делились профессиональными секретами, вели интересные дискуссии.
По окончании занятия, гости библиотеки и участники клуба остались на просмотр представленных живописных альбомов. На этот раз сотрудники отдела искусств подобрали выставку альбомов, объединенных темой женщин в искусстве: были представлены работы мастеров, воспевавших женщин на своих полотнах, а также альбомы женщин-художниц.
16.03.2018 | Просмотров: 482