Сын шахтерского края (к 110-летию со дня рождения Юрия Черного-Диденко)
Цикл тематических просмотров «Книга недели»
В рамках цикла тематических просмотров «Книга недели» отдел краеведения представляет книги певца шахтерского края, как его называли на родине в Донбассе, писателя, чье творчество неотделимо от Донбасса – могучего, огневого, богатырского края угля и металла – Юрия Черного-Диденко (настоящее имя Вячеслав Лукич Диденко).
Родился Юрий Черный-Диденко 6 ноября 1907 года в пос. Ханжонково Донецкой области в семье рудничного служащего. Вскоре его семья переезжает в Горловку, где он заканчивает семилетку и начинает свой трудовой путь, работая каменщиком на восстановлении коксовых печей, отгребщиком и коногоном в шахте, культорганизатором в рудничном клубе. Одновременно он учится в горнопромышленном училище. Это было то время, когда за книги засели стар и млад, а на каждое место на рабочих факультетах объявлялись десятки кандидатов. Это было тогда, когда любое заметное событие в литературе вызывало всеобщий интерес.
В это время (в 1923 году) в Артемовске начал выходить литературно-художественный, общественно-политический журнал «Забой». И уже первые его номера свидетельствовали, что в Донбассе есть самобытные писательские силы. Это Владимир Сосюра, Борис Горбатов, Павел Беспощадный, Григорий Баглюк и другие одаренные прозаики и поэты. Среди этих имен тогда же промелькнуло имя коногона с Горловской шахты № 1 Юрия Черного-Диденко.
Свой творческий путь он начинает не с рассказа или очерка, а с малой заметки в стенной рудничной газете, работая над которой он испытывает желание рассказать о событии в штреке так, чтобы все было, как в жизни, интересно и волнующе.
И, прежде чем засесть за очерк или за рассказ, он пишет множество заметок, фельетонов, стихотворений, хлестких частушек, сменяет десяток псевдонимов. Периодически печатается в газете «Кочегарка», где его вскоре замечают и приглашают в штат. А работа в редакции означала непрерывные командировки на шахты… Эти командировки станут для него своеобразной школой для дальнейшего творчества. Прибыв на рудник, он не ограничивается беседой в шахткоме, а обязательно спускается в шахту, добирается до забоев, беседует с рабочими разных профессий.
На основании этого опыта, в начале 1930-х годов, в Донбассе выходят две повести «Млечный путь» и «Пороховой погреб». Он также начинает работать над первым циклом шахтерских рассказов, которые вышли в свет отдельной книжкой под названием «Человек – песня» (1935 г.) тиражом 10000 экземпляров.
В книге нет острых сюжетных коллизий, но есть сердечная теплота, с которой автор относится к своим героям-труженикам шахт, к их делам, к их думам. В 1938 году выходит из печати следующая его книга «Донецкие рассказы».
Все творчество Юрия Черного-Диденко овеяно романтикой шахтерской юности и проникнуто глубокой правдивостью. Ему не надо выдумывать события. Например, автобиографические повести о комсомольцах середины 1920-х годов, стремящихся найти свое место в жизни – «Синяя блуза» и «Заостренные карандаши» написаны «самой жизнью», подсказавшей автору увлекательную фабулу.
А во фронтовой повести «Сказание о первом взводе», которая была напечатана в 1955 году, речь идет о реальных людях во время Великой Отечественной войны, о легендарном подвиге бойцов взвода лейтенанта Широнина в сражении за переезд у с. Тарановки Харьковской области. Это повесть о 25 бойцах взвода, одновременно ставших Героями Советского Союза.
На фронте Юрий Черный-Диденко – с октября 1942 года. Первое его фронтовое звание было политрук, последнее – подполковник. На фронте он работает корреспондентом армейских газет «За Отечество» и «Фронтовик» Юго-Западного и 1-го Белорусского фронтов. Принимает участие в боях за Харьковщину, на Курской дуге, в освобождении Орла, Брянска, Люблина, Варшавы, в штурме Берлина.
За ратный подвиг награжден орденами Отечественной войны 2-й степени, двумя орденами Красной Звезды, многочисленными медалями.
После окончания Великой Отечественной войны он продолжает служить в армии. Именно там и начинается активный период его творчества. В 1949 году он издает книгу «Созвездие», затем в 1952 году – «Новые горизонты».
В это же время начинает работать над романом «Правда на земле одна». В 1957 году он выходит из печати.
Следующий роман «Пласты» напечатан в 1959 году. В начале 1960-х годов им были написаны и опубликованы повести «Человек снимает погоны» и «Контрольная полоса».
Затем в 1969 году выходит в свет лирическая хроника «Искры на ветру».
А в 1971 году вышел очередной роман «Ключи от дворца».
Последнюю свою работу – опубликованную повесть «Матвей с «Капитальной», писатель не увидел.
Умер Вячеслав Лукич 14 марта 1973 года.
Хотелось бы более подробно заострить внимание на наиболее значительной в творческом активе Юрия Черного-Диденко книге – дилогии «Правда на земле одна». Это многоплановый роман, в котором писатель охватывает обширную полосу бурного времени: Первую мировую войну, революцию, гражданскую войну и первый период экономического возрождения страны (1914–1919 годы). В романе писатель строит сюжетную схему в соответствии с датами важнейших событий тех времен, но избегает простого пересказа, населив свою эпопею колоритными, волевыми, запоминающимися персонажами.
Главный герой романа – Никишка (впоследствии Никифор Зотов) – из семьи обедневших крестьян Орловской губернии. В поисках заработка и лучшей доли его семья выезжает из деревни Моховая на Кавказ, где в гостинице одного из приморских городов он работает посыльным. Но основное действие романа разворачивается на шахтах Донбасса, куда семья переезжает с Кавказа, не добившись там лучшей доли. В России в это время назревает революционная ситуация, вовлекая в революционную борьбу шахтеров, в их числе и главный герой – Никифор Зотов. В романе писатель наделяет героя, а это был представитель рабочей молодежи времен революции и гражданской войны, бескорыстием, смелостью, безграничным доверием к старшим товарищам, трудолюбием, готовностью к подвигу, искренностью и честностью.
В произведение введены конкретные исторические лица – Петр Моисеенко, ветеран рабочего движения в России, Григорий Иванович Петровский, большевик, посланный в Донбасс для революционной борьбы. В лице основных персонажей писатель рисует обобщенные образы шахтеров – это коренной шахтер-запальщик Степан Найда, слесарь Корней Ващенко, подруга Никифора, молодая работница Меланка, китаец Ден Шу. Их оппоненты – это француз Гюэн, его правая рука Корнеев, обер-мастер Линер.
В романе много интересных, запоминающихся страниц. Например, эпизод встречи шахтерских посланцев с Владимиром Ильичом Лениным; приезд в Горловку Михаила Ивановича Калинина, его посещение шахты, беседа с шахтерами в забое; а также трогательная встреча Никифора и Меланки в родном Донецком крае. В романе-дилогии много и других запоминающихся моментов интересных для восприятия.
Приглашаем всех желающих посетить отдел краеведения и приобщиться к творчеству Юрия Черного-Диденко!
21.11.2017 | Просмотров: 1125