Зарубежный период творчества И. К. Айвазовского
Встреча в клубе «Художник»
20 июля состоялась очередная ежемесячная встреча в клубе «Художник», работающем на базе отдела искусств. Тема занятия «Зарубежный период творчества Ивана Константиновича Айвазовского» была приурочена к 200-летию со дня рождения гениального русского художника.
Для каждого любителя живописи большим событием в жизни становится знакомство с творчеством великого живописца И. К. Айвазовского. Его художественный талант известен на всех континентах, работы мастера узнаваемы, картины завораживают и очаровывают своей потрясающей энергетикой.
Полагаясь на такие фундаментальные издания из фонда отдела искусств, как работы Н. С. Барсамова «Иван Константинович Айвазовский» (Москва, 1962), Н. В. Пилипенко «Иван Константинович Айвазовский» (Ленинград, 1991), Анатолия Сергеева «Айвазовский. Фантастические приключения» (Москва, 2003) и других, библиотекарь Елена Груздева подготовила основательную беседу о зарубежном периоде творчества гениального мариниста.
Художники и гости вспомнили самые значимые и увлекательные моменты из жизни художника, которые уже освещались на занятиях клуба в июне прошлого года. Также участники клуба с интересом ознакомились с полотнами, созданными под влиянием зарубежных впечатлений живописца, с удовольствием поделились своими взглядами на картины, увиденные в известных художественных музеях.
Иван Константинович Айвазовский тонко чувтвовал красоту морской стихии. В своих произведениях живописец увлекает зрителя великолепным могущественным движением волн.
Художник родился в 1817 году в старинном Крымском городе Феодосия. Рисование с детских лет было смыслом всей его жизни. От природы будущий живописец был музыкально одаренным, играл на скрипке и гитаре. Во время обучения в Петербургской Академии художеств был отправлен на два года в Крым, где написал замечательные полотна «Лунная ночь в Гурзуфе», «Морской берег».
В 23 года художник впервые отправился за границу в Рим. Первую остановку сделал в Венеции, здесь на острове Святого Лазаря, после долгих лет разлуки встретился со своим братом Габриэлом, который жил в монастыре. Примечательно, что Иван Константинович остановился в комнате поэта Джорджа Байрона, который приезжал туда для изучения армянского языка. Впоследствии художник написал полотно «Посещение Байроном мхитаристов».
В Венеции Айвазовский подружился с Николаем Васильевичем Гоголем, который живо интересовался изобразительным искусством.
Именно с Италии началось покорение Европы. Работами художника заинтересовался сам Папа Римский, которому приглянулась картина «Хаос». Впоследствии Иван Константинович подарил ее понтифику. Этот случай позволил художнику прославиться. О живописце начали писать во всех газетах, высший свет жаждал с ним знакомства. За четыре года, проведенные за границей, выпускник Петербургской Академии художеств написал более 80 картин и множество эскизов. Франция, Испания, Мальта, Великобритания, Бельгия, Голландия, Германия – где он только не бывал! К 27 годам Айвазовский был членом Петербургской, Римской и Амстердамской Академии художеств.
Увлекательную поездку Иван Константинович предпринял в составе морской географической экспедиции к берегам Малой Азии, Турции, и островам архипелага. Покорил художника Константинополь, который он до конца жизни считал самым красивым городом на свете. Здесь он поддерживал тесные отношения с армянской диаспорой.
В 50 лет художник осуществляет путешествие по Кавказу. Он объездил Чечню, Дагестан, Владикавказ, Южный Кавказ. Грузию. Через год состоялась незабываемая поездка в Египет для участия в торжественном открытии Суэцкого канала.
В 75-летнем возрасте живописец предпринял поездку в Америку. Маршрут пролегал, через Нью-Йорк (здесь прошла его первая выставка), Вашингтон, Сан-Франциск, Бостон.
Где бы ни бывал художник, своей родиной Иван Константинович всегда считал Феодосию. На протяжении всей жизни Айвазовский помогал жителям города. На собственные средства художник построил водопровод, открыл приходскую школу, пользуясь своим влиянием, добился, чтобы построили железную дорогу и улучшили порт. В Петербурге Феодосию называли страной Айвазовского.
Участники клуба очень горячо отзывались о творчестве и художественной манере живописца.
Член союза художников Татьяна Николаевна Маловичко поделилась своими воспоминаниями и незабываемыми впечатлениями о картинах художника, увиденных в юности в феодосийском музее. Она отметила важное качество живописи Айвазовского, которое состоит в том, что в его работах считывается оптимистический настрой и вера в положительный исход трагических событий. Живописец лучом света из туч, радугой, пролетающей птицей или другой деталью дает гибнущим кораблям и людям надежду на спасение.
Николай Викторович Онищенко, художник-график, поведал, что Айвазовский своим путем шел в искусство, никогда не участвовал в спорах по вопросам живописи, не высказывал публично своих мнений о других художниках.
Любитель морской темы в живописи Федор Александрович Пилюков рассказал об особом отношении художника к Александру Сергеевичу Пушкину. Светлый образ гениального поэта на всю жизнь запечатлелся в душе Айвазовского, его кистью написаны несколько портретов писателя. Донецкий мастер презентовал две замечательные работы на морскую тематику «Восход луны» и «У берегов Крыма».
Зоя Семеновна Кузнецова – мастер акварели, рассказала, что в прочитанной ею книге «Великий певец моря» (Киев, 1993) подробно описывается операция по эвакуации из музея в Феодосии картин Айвазовского в годы Великой Отечественной войны, благодаря чему картины были спасены и сохранены для будущих поколений.
В завершение встречи старейшина клуба, художник-пейзажист, Борис Иванович Мурзин, презентовал ряд своих новых картин с видами донецкого края, которые он подготовил для участия в выставке отдела искусств «Донбасс – мой край родной», приуроченной к Дню города, Дню шахтера и Дню освобождения Донбасса.
25.07.2017 | Просмотров: 595