В Ханжонковские дни
Киноклуб «Верность»
6 августа, в Ханжонковские дни, состоялась очередная встреча участников и гостей донецкого киноклуба «Верность». Традиционно первая августовская программа была посвящена выдающемуся деятелю киноискусства Александру Алексеевичу Ханжонкову, которому 8 августа отмечается 147 лет со дня рождения.
Участники программы познакомились с выставкой изданий из богатейшего фонда библиотеки – «Рыцарь немого кино», подготовленной сотрудниками отдела искусств.
Наш прославленный земляк, режиссер и организатор кинопроизводства А.А. Ханжонков навсегда вошел в историю мировой художественной культуры как создатель русского кинематографа. Он воспитал плеяду талантливых режиссеров и актеров «великого немого», проложивших дорогу мастерам советского и российского кинематографа.
В связи с тем, что продолжается юбилейный год А.С. Пушкина, для просмотра и обсуждения участникам программы был предложен фильм «Домик в Коломне» режиссера Петра Чардынина по мотивам одноименного произведения великого русского поэта. Картина, созданная в 1913 году мастерами кинокомпании Александра Ханжонкова, показывает устремленность деятелей киноиндустрии экранизировать русскую классику и тем самым просвещать народ. В павильонах «А. Ханжонков и К» снимались фильмы по произведениям Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Толстого, Некрасова. Ханжонков считал своим долгом через киноэкран знакомить соотечественников с именами, которыми должно гордиться, произведения которых надо знать.
Ведущая программы Наталия Коротких рассказала об актере, блистательно исполнившем в фильме «Домик в Коломне» роль красавца-гусара пушкинских времен, перевоплотившегося в мужеподобную кухарку Маврушу. Это великий русский артист Иван Ильич Мозжухин.
Наталия Коротких рассказала, каким был путь в кино провинциального театрального актера. Дебют Мозжухина на экране связан с Ханжонковым и его компанией. В то время как общественный престиж кинематографа был низок, и будущее синематографа казалось неясным, Иван Мозжухин сразу же стал энтузиастом, поверил в художественную миссию киноискусства. Заслугой актера была исключительная серьезность отношения к новому делу. Он чувствовал принципиальное отличие игры в кино от игры театральной. Это выражено в его словах: «…достаточно актеру искренне, вдохновенно подумать о том, что он мог бы сказать – только подумать, играя перед аппаратом, и публика …поймет его. Стоит актеру загореться во время съемки…, и он каждым своим мускулом, вопросом или жалобой одних глаз, каждой морщинкой, заметной из далекого угла кинотеатра, откроет… публике свою душу…».
Роли в экранизациях русской классики Иван Мозжухин готовил тщательно. Особенно по произведениям Пушкина – его любимого поэта. «Домик в Коломне» – одно из сложнейших, глубоко личных, многослойных пушкинских произведений. В поэме – размышления Пушкина о времени, о жизни, о себе. Сюжету как таковому отводится немного места. И получается, что поэма только по верхнему пласту – шутка с забавной моралью о том, что тому, кому природой определено бриться, «рядиться в юбку странно и напрасно».
Посмотрев картину «Домик в Коломне», наши кинозрители восхитились виртуозной игрой Ивана Мозжухина. Актер трагедийного плана блистательно воплотил комедийный образ, продуманный до мельчайших деталей, с шутками и переодеваниями. Участники программы отметили, что в силу своей специфики немое кино не передает живое пушкинское слово, глубокие раздумья поэта о человеческой жизни. И все же велика заслуга Александра Ханжонкова и мастеров его кинокомпании как «первопроходцев, стремящихся сблизить кино с литературой».
07.08.2024 | Просмотров: 291