Первая дама советской скульптуры
Выставка документов к 135-летию со дня рождения В.И. Мухиной
В отделе искусств открылась книжная выставка, посвященная 135-летию со дня рождения Веры Игнатьевны Мухиной: известной русской художницы, скульптора-монументалиста XX века (1889–1953).
Вера Мухина прославилась благодаря скульптурной композиции «Рабочий и колхозница» (1937), которая является эмблемой киностудии «Мосфильм», и в мировой культуре это символ Советской России. Монумент называли образцом скульптуры ХХ века.
Помимо монументальных проектов, занималась прикладным искусством: разрабатывала узоры для тканей, сервизы и вазы, много экспериментировала со стеклом.
Вера родилась в интеллигентной семье любителей искусства. Живописи она училась в мастерской художника Константина Юона, затем занималась в студии скульптора-самоучки Нины Синицыной. На авторский стиль Мухиной повлияла учёба во Франции, а также поездка в Италию. В Париже она вдохновлялась работами Родена, в Италии – произведениями представителей Ренессанса, в первую очередь Микеланджело. Реалистичные, запечатлённые в динамике фигуры с прорисованной мускулатурой позже нашли отражение в творчестве Мухиной.
Во время Первой мировой Мухина работала в военном госпитале, в годы Гражданской войны занималась деятельностью, связанной с иллюстрацией: оформляла выставки, журнальные обложки, делала эскизы театральных костюмов.
В 1920-х годах Вера Мухина занималась педагогической деятельностью: вела класс лепки в Московском кустарно-художественном техникуме при Музее игрушки, преподавала в Высшем художественно-техническом институте (ВХУТЕИН).
В 1925 году совместно с модельером Надеждой Ламановой получила на выставке в Париже гран-при за коллекцию элегантной женской одежды, изготовленной из дешёвых грубых материалов: ткацкого сукна, бязи, холста и бумазеи. Платья украшал оригинальный орнамент, включая придуманный ею «петушиный узор».
При всей многогранности дарования В. Мухиной главным было призвание ее как монументалиста. Она много работала в жанре скульптурного портрета, в котором стремилась представить собирательный образ времени и своей страны, и значимой работой в профессиональной карьере стала одна из первых скульптур под названием «Крестьянка», посвященная 10-летию Октября.
Очень выразительны изображения людей, относящиеся к периоду Великой Отечественной войны. Вместе они составили рассказ о людях, способных на подвиг, которые не пасовали перед угрозой смерти, закаляли в сражениях свой характер.
Наиболее романтичным и вдохновенным среди всех её работ считают памятник П.И. Чайковскому, установленный в 1954 году во дворе Московской консерватории, на котором великий композитор изображен в момент творческого вдохновения.
Каталог «Вера Игнатьевна Мухина 1889–1953» (Москва, 1975) представляет творчество талантливого мастера во всем многообразии. Репродукции издания являют широкий творческий диапазон: скульптуру, декоративно-прикладное искусство, графику, театр.
Книга искусствоведа Суздалева П.К. «Вера Игнатьевна Мухина» (Москва, 1981) знакомит с творчеством легендарного скульптора XX века.
Фундаментальное издание Н.В. Воронова «Вера Мухина» (Москва, 1989) представляет личную и творческую биографию прославленного скульптора. Автор книги рассказывает о ранних работах Мухиной, поисках и свершениях, вершинных достижениях в создании великолепных образов.
Издание Р. Аболина «Вера Игнатьевна Мухина» (Москва, 1954) включает серию репродукций известных работ мастера, являющих историческую и нравственно-философскую направленность.
В монографии И. А. Башинской «Вера Игнатьевна Мухина» (Ленинград, 1987) собраны материалы, сведения и интересные факты из жизни художника широкого профиля.
Вера Мухина была убеждена, что «искусство призвано не только отражать жизнь и радовать людей, оно должно зажигать их и поднимать на битву, на всё великое, мудрое и прекрасное».
Лучшие работы Веры Игнатьевны сегодня украшают знаковые места столицы. Скульптуры мастера можно увидеть на ВДНХ, у парка Дружбы, у Белорусского вокзала, на Большой Никитской улице, в спортивном комплексе «Лужники».
01.07.2024 | Просмотров: 286