Война в творчестве Михаила Калика: художественный фильм «Колыбельная»
Киноклуб «Верность» ко Дню памяти и скорби
18 июня состоялась завершающая июньская встреча участников и гостей донецкого киноклуба «Верность», приуроченная ко Дню памяти и скорби.
Программу сопровождала выставка изданий «Память о Великой Отечественной войне – в кадрах художественного кино».
Ведущий киновед Владимир Вербицкий напомнил лучшие отечественные фильмы, рассказывающие о трагичных первых днях войны: «Летят журавли» Михаила Калатозова, «Судьба человека» Сергея Бондарчука, «Живые и мертвые» Александра Столпера, «Дом, в котором я живу» Льва Кулиджанова, «Чистое небо» Григория Чухрая и другие.
Обратившись к творчеству Михаила Наумовича Калика, киновед сделал акцент на то, что военная тема была близка кинорежиссеру, снявшему две картины, посвященные героическому подвигу советского народа в годы Великой Отечественной войны: «Колыбельная» и «До свидания, мальчики». Первой полнометражной картиной Михаила Калика, снятой им в 1959 году, по окончании ВГИКа, стал художественный фильм «Колыбельная». Это был ранний период творчества, когда он еще не выработал собственного поэтического стиля. Но уже в этой работе проявляется его чуткое восприятие жизни, осознание ее хрупкости и беззащитности перед лицом тяжелых потрясений и военных событий. Снимая на военную тему, Калик ориентируется на художественные достижения режиссера Михаила Калатозова и оператора Сергея Урусевского в их шедевре «Летят журавли», чтобы усилить драматизм в кульминационных сценах своей картины. По мнению киноведа, фильм «Колыбельная» выполнен в необычной форме. Через основной сюжет в картине проходят ещё четыре разновременных. Причём, последний сюжет в конце фильма соединяется по времени с основным.
«Таким образом, в фильме большое количество действующих лиц, многие из которых не пересекаются друг с другом. Повествование в «Колыбельной» распадается на две части. В первой трагизм изображаемых событий, острый конфликт хрупкого человеческого счастья и безжалостного маховика войны поражает пронзительной искренностью. Во второй части разворачивается драма, связанная с поиском своего потерянного ребенка, вызывающая боль и сочувствие. Человечность образа советского солдата, защищающего жизнь, материнство, детство и непафосное изображение солдатского подвига являются заслугой начинающего тогда кинорежиссера Михаила Наумовича Калика», – подытожил Владимир Вербицкий.
Киновед рассказал о героях фильма «Колыбельная», обратив внимание на то, что в ленте трудно вычленить главных героев. Даже эпизодические персонажи равноценны и заслуживают зрительского внимания.
Наши кинозрители прочувствовали пронзительность картины. Благодаря такому правдивому кино, понимание всего ужаса войны, тягот и утрат лишь возрастает. Более того, фильм, пронизанный добротой советского солдата, особо актуален, поскольку перекликается с военными событиями сегодняшнего времени. Колыбельная песнь женщины для спасенных детей в картине звучит на молдавском языке, но она понятна сердцу человека любой национальности.
Юрий Черепахин рассказал о творчестве двух удивительных женщин. Это донецкий поэт, волонтер, многое делающий для фронта и для победы, Инна Кучерова и краснодарский поэт Наталья Возжаева. Юрий Черепахин прочел посвящения замечательным поэтам и прекрасным женщинам. В кинозале библиотеки в этот день снова звучали исполненные сердцем песни Юрия Черепахина, которые он подарил всем участникам программы.
18.06.2024 | Просмотров: 300