Первый русский композитор-классик
Выставка документов к 220-летию со дня рождения М.И. Глинки, русского композитора
1 июня в отделе искусств открылась выставка документов, посвященная знаменательной дате, – 220-летию со дня рождения выдающегося русского композитора Михаила Ивановича Глинки (1804–1857).
Музыка Глинки вдохновляла многих деятелей культуры: Бородин, Мусоргский, Римский-Корсаков, Чайковский – все они испытали влияние этого композитора.
Михаил Глинка написал первую национальную русскую оперу – «Жизнь за царя», является одним из основоположников русского романса. Первый глубоко и разносторонне отразил в музыке душу русского народа. Его сочинения – бесценный вклад в сокровищницу мировой музыкальной культуры.
Раритетное издание А. Орловой «М.И. Глинка: летопись жизни и творчества» (Москва, 1952) содержит свод различных материалов: документальных, литературных, эпистолярных и мемуарных (композитора и его современников).
Интерес к музыке у Михаила проявился в раннем детстве. Ему очень нравился колокольный звон, и мальчик пытался его имитировать, используя медную домашнюю утварь. Играть на фортепиано и скрипке М. Глинка стал уже в десятилетнем возрасте.
Важным событием в жизни будущего композитора стало обучение в Благородном пансионе, где он познакомился с А.С. Пушкиным. Эта встреча оказала большое влияние на творчество музыканта. О взаимоотношениях двух величайших гениев России повествует книга С. Шлифштейна «Глинка и Пушкин» (Москва, 1950).
В формировании будущего композитора огромную роль сыграла русская литература с ее интересом к истории, творчеству, жизни народа, а также непосредственное общение с В. Жуковским, А. Грибоедовым, В. Одоевским.
По окончании пансиона Михаил Глинка усиленно изучал западноевропейскую музыкальную классику. В этот период им были написаны знаменитые романсы и песни: «Не искушай меня без нужды» на слова Е. Баратынского, «Не пой, красавица, при мне» на слова А. Пушкина, «Ночь осенняя, ночь любезная» на слова А. Римского-Корсакова. К романсу Глинка обращался на протяжении всего творческого пути: их написано свыше 70. И в каждом выражены глубокие чувства: любовь, разочарование, восторг, душевный порыв. А в некоторых запечатлены картины родной природы и русского быта.
Биографический очерк В.А. Васиной-Гроссман «Михаил Иванович Глинка» (Москва, 1979) содержит множество иллюстраций, портретов композитора и его современников. Издание поможет читателю представить живой облик композитора в разные годы жизни.
Методическое пособие Л. Рыцлина «Оперное творчество М.И. Глинки» (Москва, 1979) знакомит с первостепенным жанром музыкального искусства композитора. Глинкой создано два ведущих оперных жанра русской музыки, образцами которых являются народная историческая музыкальная драма «Иван Сусанин» и сказочно-эпическая опера «Руслан и Людмила».
Небольшое количество произведений написано Михаилом Глинкой для симфонического оркестра. Основные – «Камаринская», испанские увертюры «Арагонская хота» и «Ночь в Мадриде», «Вальс-фантазия», музыка к трагедии «Князь Холмский».
Издание выдающегося музыковеда Б. Асафьева «М.И. Глинка» (Москва, 1978) рассказывает о многогранном творчестве композитора.
Биография выдающегося музыканта в увлекательной форме представлена в красочном альбоме «М.И. Глинка» (Москва, 1983).
Почитателям творчества выдающегося композитора будут весьма интересны его автобиографические воспоминания: М. Глинка «Записки» (Москва, 1953).
В раритетный сборник «Памяти Глинки 1857–1957: исследования и материалы» (Москва, 1958) включены публикации, представляющие важные сведения для понимания музыкального наследия композитора.
На выставке представлены многочисленные сочинения М. Глинки, а также аудиозаписи на дисках и виниловых грампластинках в исполнении лучших певцов и музыкантов XX века.
01.06.2024 | Просмотров: 295