Гжель: от истоков до современности
Встреча ко Дню гжели
24 мая в отеле искусств состоялась встреча в клубе по изучению народных традиций им. И. Яхно, посвященная русскому народному промыслу – гжели. День гжели отмечается 29 мая.
Сотрудники отдела напомнили о том, что гжель – вид русской народной росписи, относящийся к бело-голубой керамике. Изначально гжелью называлась деревня недалеко от Москвы. В ней с древности занимались гончарным искусством, создавали разные глиняные изделия, лепили и обжигали керамическую посуду и фигурки. Считается, что слово «гжель» произошло от глагола «жечь». Главное отличие гжели от других промыслов – это необычная роспись ручной работы.
Виктория Элитанн, мастер по проволококручению и холодной ковке, участник творческого объединения «Вдохновение», большой друг и читатель библиотеки, рассказала о том, что изначально гжель была разноцветной. Мода на кобальт (синий цвет) пришла из Европы и Азии в ХIХ веке.
Виктория отметила, что наносится гжельский узор черным кобальтом, а синь свою после обжига получает. Цвет получается светлее или темнее в зависимости от выбора мастера. Гжельские художники различают 20 оттенков синего.
Мастер народного творчества Татьяна Дмитриевна Селиванова дополнила рассказ о том, что существует несколько мотивов гжельской росписи: сюжетный, орнаментальный, анималистический и растительный. Традиционный узор – роза. Она получила название Агашка, так как в XIX веке среди художниц было много девушек по имени Агафья.
Татьяна Селиванова представила новую работу – головной убор казачек «шлычка», вышитый по мотивам гжельской росписи.
Донецкая художница Зоя Кузнецова презентовала яркий натюрморт по теме занятия.
Виктория Элитанн показала раритетный чайник 1965 года, расписанный гжелью, выпущенный к 20 годовщине Победы в Великой Отечественной войне, с изображением танка.
Гостья программы Ирина Благодарова удивила присутствующих яркой посудой из личной коллекции.
Углубляясь в тему занятия, члены клуба знакомились с многочисленной литературой о старинном русском промысле: «Художественная керамика Гжели и Скопина в собрании Государственного музея» (Ленинград, 1987), Н.Н. Алексахин «Гжельская роспись» (Москва, 2008), «Гжель: керамика 18–19 веков. Керамика 20 века» (Москва, 1982).
Большой интерес у читателей вызвало раритетное издание «Гжельская керамика» (Москва, 1949) в котором содержатся редкие сведения о знаменитой керамике.
24.05.2024 | Просмотров: 305