Легендарный балет П.И. Чайковского «Лебединое озеро»
Видеолекторий «Шедевры мирового музыкального театра»
3 апреля состоялся очередной видеолекторий «Шедевры мирового музыкального театра», на котором участникам был предложен к просмотру балет П.И. Чайковского «Лебединое озеро» в постановке Мариинского театра.
«Лебединое озеро» - один из самых известных и часто ставящихся балетов во всем мире, отметила ведущая.
Она напомнила участникам, что заказ на написание балета Петр Ильич Чайковский получил в 1875 году. К этому времени он был уже знаменитым и авторитетным композитором. В письме Римскому-Корсакову Чайковский писал, что «взялся за этот труд отчасти ради денег, в которых нуждаюсь, отчасти потому, что мне давно хотелось попробовать себя в этого рода музыке». Он внимательно изучал балетные партитуры, чтобы разобраться в тонкостях «такого рода композиций».
В «Лебедином озере» жизнерадостная, праздничная, динамичная музыка сменяется мелодическими образами сердечности, ласки, любви. Постепенно прорастает тема смутной тоски и тревоги, завязывается главная тема балета – тема лебедей, которая переводит из реального мира в мир фантастический. Книги Слонимского Ю. «Лебединое озеро» Чайковского» (Ленинград, 1962) и Демидова А. «Лебединое озеро». Шедевры балета» (Москва, 1985) прослеживают историю балета от замысла до конца ХХ века.
Чайковский первым «заставил» танец подчиниться музыке, наделив ее прекрасными мелодиями, выразив чувства и эмоции, наполнив высокой содержательностью. Такая музыка требовала поиска новых средств хореографической выразительности.
В марте 1877 года состоялась премьера балета. Особого успеха не было, постановка балетмейстера В. Рейзингера не впечатлила ни критиков, ни публику. Спектакль, поставленный в 1895 году Мариусом Петипа и Львом Ивановым, сделал «Лебединое озеро» бессмертным балетом. Вдумчивая, кропотливая работа над музыкой Чайковского позволила сделать героев носителями духовной, а не только физической красоты, а сам балет вывести на первые позиции танцевального искусства.
Гости видеолектория поделились впечатлениями от различных постановок, ведь балет претерпел множество редакций - постановщики переставляли музыкальные фрагменты, меняли финал, смещали акценты и находили новые смыслы. Но в основе – всегда гениальная музыка Чайковского и хореография Петипа-Иванова, подчеркнули участники.
Отдел искусств приглашает познакомиться с изданиями, описывающими историю создания легендарного балета и литературой о выдающихся хореографах и блистательных танцовщиках, посмотреть на DVD видеозаписи спектаклей, сделанных в разных театрах, послушать на грампластинках и CD прекрасную музыку балета.
03.04.2024 | Просмотров: 404