Беспредметное искусство
Выставка документов к 145-летию со дня рождения Казимира Малевича
20 февраля в отделе искусств открылась выставка документов, посвященная творчеству Казимира Малевича. 23 февраля отмечается 145 лет со дня рождения выдающегося мастера авангарда.
Казимир Северинович Малевич – знаковая фигура в культуре XX века. Он принадлежит к художникам, кардинально изменившим представления об искусстве, его целях, возможностях, способах высказывания. Казимир Малевич стал основоположником не только русского, но и мирового современного искусства.
В первую очередь, Казимир Малевич известен как автор «Черного квадрата», который стал символом течения супрематизм, потрясшего основы реалистического искусства. Эта картина, совершившая революцию в изобразительном искусстве, лейтмотивом проходит через всю композицию выставки.
Статьи об искусстве, манифесты, переписка К.С. Малевича составляют сборник «Казимир Малевич. Черный квадрат» (Санкт-Петербург, 2001). Материалы издания, многие из которых публикуются впервые, являют, как «Черный квадрат» обернулся не черной дырой, а источником мощного обновления изобразительного искусства. Теоретические сочинения и статьи 1913–1923 годов включает первый том сочинений Казимира Малевича, представленный на выставке. Наиболее программным статьям художника-авангардиста, отражающим его взгляды на развитие современного искусства, посвящено издание «Казимир Малевич. Черный квадрат как точка в искусстве» (Москва, 2018).
Издание Ирины Вакар из серии «История одного шедевра» – «Казимир Малевич. Черный квадрат» (Москва, 2020) освещает, как творческий путь художника связан с последовательным освоением новейших направлений европейской живописи и разработкой отечественных аналогов изобразительного творчества, созданием супрематизма – оригинальной версии геометрической абстракции. Автор исследует сущность «Черного квадрата», для написания которого не требовалось ни особого дарования, ни особого мастерства. Но в разрешении вопроса создания «Черного квадрата», по мнению автора, и таится главное различие классического и современного искусства, которое способно «изобрести нечто принципиально новое и предельно простое».
Творчество Малевича представлено в издании серии «Шедевры Третьяковской галереи» – «Живопись 1910–1930-х годов. Авангард» (Москва, 2020). Альбом включает репродукции картин художника «Портрет М.В. Матюшина», «На сенокосе», «Черный супрематический квадрат», «На сенокосе», «Девушка с гребнем в волосах».
Творческому пути легендарного мастера посвящено издание «Казимир Малевич. Художник и теоретик» (Москва, 1990). Статьи ведущих исследователей жизни и творчества К.С. Малевича раскрывают этапы ученичества и становления мастера, философские истоки его беспредметного искусства, начало супрематизма и «великий перелом». Личность художника предстает в суждениях современников. Впервые в столь полном объеме в этом издании публикуются репродукции картин Казимира Малевича.
Как творец новых смыслов Казимир Малевич раскрывается в статьях и репродукциях журнала «50 художников. Шедевры русской живописи» (Москва. – 2011. – Вып. 25). «Автопортрет» художника, опубликованный на страницах издания, стал творческим завещанием великого авангардиста. Портрет, ориентированный на высокие ренессансные образцы, утверждает право художника на свободное творчество. Торжественный жест и статуарность позы «Автопортрета» свидетельствуют, что Малевич до самого конца остался верен своей миссии новатора и революционера.
Среди сторонников и противников супрематической теории «Черный квадрат» Малевича до сих пор вызывает горячие споры. Публикация «Приключения "Черного квадрата"» (Искусство. – 2007. – № 4) являет, как на фоне этих баталий художники уже более ста лет непрерывно «черпают из квадрата» творческое вдохновение, устремленность к новым идеям и формам.
О международной акции «Посвящение Малевичу. Супрематический дивертисмент» рассказывает публикация Татьяны Котович (Декоративное искусство. – 2006. – № 4). Акция стала полем сотрудничества музеев и центров современного искусства России и дальнего зарубежья. Каждый компонент этого проекта существует как взаимосвязь творчества Казимира Малевича и современного искусства, которому Мастер дал духовную платформу.
20.02.2024 | Просмотров: 210