Мастер и волшебник театра
Выставка документов к 150-летию со дня рождения Всеволода Мейерхольда
6 февраля в отделе искусств открылась выставка документов «Мастер и волшебник театра», посвященная творчеству Всеволода Мейерхольда, театрального режиссёра, актёра, педагога.
9 февраля отмечается знаменательная дата: 150-летие со дня рождения легендарного мастера, занимающего достойное место в ряду основоположников русского и советского театрального искусства. Ярким, талантливым был творческий путь Всеволода Эмильевича Мейерхольда: актер Московского Художественного театра, режиссер «Театра-Студии» в Москве, главный режиссер Театра В.Ф. Комиссаржевской в Петербурге, режиссер Александринского и Мариинского театров, постановщик экспериментальных спектаклей – основные этапы его деятельности до революции. Созданный режиссером в Москве в 1920 году Театр РСФСР был революционно-экспериментальным. Благодаря неустанным творческим поискам Мейерхольда каждый поставленный им спектакль говорил новое слово, возбуждал горячие споры, становился художественным событием.
Личную и творческую биографию выдающегося режиссера освещает издание К.Л. Рудницкого «Мейерхольд» (Москва, 1981) из серии «Жизнь в искусстве». Автор анализирует работу над постановками лучших спектаклей Всеволода Мейерхольда: «Ревизор» Н.В. Гоголя, «Горе от ума» А.С. Грибоедова, «Маскарад» М.Ю. Лермонтова, «Лес» А.Н. Островского, «Смерть Тарелкина» А.В. Сухово-Кобылина. Дается описание наиболее ярких сцен их спектаклей и приемов работы с актерами. Театральная деятельность Мейерхольда также представлена в книге Константина Рудницкого «Режиссер Мейерхольд» (Москва, 1969).
Экспозицию продолжает издание Юрия Елагина из серии «Биография – "Всеволод Мейерхольд. Темный гений"» (Москва, 1998). Автор книги отражает время, в которое жил и творил режиссер. После 1917 года Всеволод Мейерхольд становится вождем «Театрального Октября», лидером советского театрального искусства. Прозванный Робеспьером, беспощадный преследователь «контрреволюции на театральном фронте», Мейерхольд сам был объявлен контрреволюционером и агентом империализма. В книге переплетаются события революционного времени, жизнь и творчество знаменитого режиссера, его трагическая судьба.
Издание Давида Золотницкого «Мейерхольд. Роман с Советской властью» (Москва, 1999) рассказывает о режиссере, который был в авангарде советского искусства – созданный им Театр Революции стал театром боевого политического спектакля, организатором нового актуального репертуара. На страницах издания также рассказывается и о его родном детище – ГОСТИМе (Государственном театре им. Мейерхольда), лучшие спектакли разных лет которого вошли в «золотой фонд» новаторского советского театрального искусства.
Значимое место в экспозиции занимают издания, раскрывающие богатую личность Мейерхольда, постоянно развивающуюся, полную передовых устремлений, творческих идей и планов. Особенно ярко этот пласт выражен в статьях и переписке режиссера, в воспоминаниях современников.
Двухтомное издание «В.Э. Мейерхольд. 1891–1917» и «Мейерхольд. 1917–1939» (Москва, 1968) включает статьи, письма, речи, беседы мастера и раскрывает его как ученика Немировича-Данченко и Станиславского; актера, внушающего симпатию Чехову и ведущего с ним переписку; режиссера, сумевшего обновить два императорских театра Петербурга и своим искусством восхитить Блока. После таких театральных достижений Всеволод Мейерхольд с новым коллективом единомышленников и с участием Маяковского разыгрывает перед ошеломленными театралами первый поистине революционный спектакль – «Мистерия-буфф». Издание дает полное представление о том, как воплощал свои идеи в искусстве Всеволод Мейерхольд.
«Встречи с Мейерхольдом» – раздел выставки, в который вошли издания драматурга Александра Гладкова, близко знавшего выдающегося режиссера и актера Эраста Гарина, которому посчастливилось работать с мастером.
Уникальный опыт профессиональной подготовки актеров представляет пособие Веры Полищук «Книга актерского мастерства. Всеволод Мейерхольд» (Москва, 2010), куда входит тренинг «биомеханика» великого экспериментатора. Освоение метода Мейерхольда позволяет научиться управлять своим телом и внутренней энергией творца.
Завершают экспозицию издания, раскрывающие тему «Мейерхольд в кино», «Мейерхольд и музыкальный театр», являющие масштаб творческих устремлений режиссера-новатора, крупнейшего мастера сцены, определившего театральный облик XX века.
06.02.2024 | Просмотров: 266