Международный день ювелира
Выставка документов
31 января отмечается Всемирный день ювелира. К этому дню отдел искусств подготовил выставку документов, посвященную ювелирному делу.
Человечество с древнейших времен старалось украсить себя и свой быт, придать красоту повседневным и праздничным делам, запечатлеть и увековечить исторические и эпохальные события созданием ювелирных изделий и инкрустацией предметов быта, произведений искусства. Для этого в разные времена и в разных странах использовались различные материалы – от ракушек и костей до сплавов благородных металлов и драгоценных камней. Самыми древними из известных ювелирных изделий считаются бусы из ракушки Нассариус, найденные в марокканской пещере, им 82 000 лет. Неслучайно бытует мнение: неизвестно, что появилось раньше – потребность в одежде или потребность себя украсить.
Драгоценные украшения всегда были показателем богатства и статуса. Массивный золотой обруч, надетый на шею вождя, выделял его и являлся символом власти. Богато украшенный эфес и ножны холодного оружия подчеркивали положение владельца. Посуда из драгоценных металлов, инкрустированная камнями и украшенная с помощью разных техник, указывала на влиятельность и состояние семьи. Богато оформленные предметы церковной утвари, оклады икон и церковных книг демонстрировали почтение и любовь к Богу. Личные украшения определяли место в иерархии общества и степень богатства владельцев.
Ювелирных дел мастера всегда ценились, их профессия была окружена ореолом загадочности и таинственности, ведь многим камням приписывались магические, целебные, энергетические свойства.
Книги Р. Ньюмана «Бриллианты, жемчуг, золото, платина, драгоценные камни» (Москва, 2012) и В. Пегель-Тайсен «Все об оценке алмазов» (Донецк – Днепропетровск, 2008) из фонда отдела повествуют о различных камнях, их месторождениях и добыче, способах обработки, критериях, приборах и инструментах для их оценки. Издания помогут грамотно подойти к выбору ювелирных украшений.
На Руси первые ювелирные изделия датируются IX веком. Мастера освоили разные техники обработки металлов: зернь, филигрань, скань, эмаль. Использовали ювелиры и драгоценные камни. Центрами русского ювелирного творчества были в разное время Великий Устюг, Вологда, Кострома, Новгород, Псков, Ярославль, Москва. После открытия в XVII веке месторождений уральских самоцветов, а в XIX веке – алмазов, рубинов, топазов, изумрудов Россия стала одним из центров ювелирного мастерства.
Становление и развитие золотого и серебряного дела в Древней Руси, технологические приемы обработки металлов и камней, анализ цветовых решений в ювелирных изделиях древнерусских мастеров, историю традиционного орнамента и символики раскрывает книга В.Н. Корсуня «Ювелирное искусство Древней Руси. Традиции мастерства» (Москва, 2013).
Развитие ювелирного дела в России иллюстрирует альбом «Русские ювелирные украшения XVI–XX веков из собрания Государственного ордена Ленина Исторического музея» (Москва, 1987). В альбоме собраны исследования истории русских ювелирных украшений. Каждый раздел соответствует определенному историческому этапу, предваряется пояснительной статьей. Издание богато иллюстрировано, содержит исторические справки о каждом изделии.
Самый известный русский ювелир – Петер Карл Густавович Фаберже. История его успеха, воспоминания близких, интервью с самим мастером собраны в книге Т.Ф. Фаберже «Фаберже и петербургские ювелиры» (Санкт-Петербург, 1997). Читателей также заинтересуют главы, посвященные новым исследованиям по истории фирмы Фаберже, статьи главного мастера фирмы Ф.П. Бирбаума, история общества «Русские самоцветы».
Продолжает тему русских ювелиров и общества «Русские самоцветы» книга Н.М. Сохранской «Юта Паас-Александрова» (Ленинград, 1990). Она рассказывает о выдающемся советском ювелире Юте Иоханнесовне Паас-Александровой, которая долгие годы проработала на заводе треста «Русские самоцветы» в Ленинграде главным художником. Она создала уникальные коллекции высокого ювелирного искусства и массовые украшения для потребителей, разработала необычную технику плетения металла и особые способы ковки. В ее работах – живость пластики, четкость графики, тонкость цветовых отношений. Издание богато иллюстрировано, собран каталог выставок ювелира, представлена объемная библиография.
О современном состоянии и развитии ювелирного искусства в Российской Федерации повествуют издания «Третий всероссийский конкурс авторского ювелирного и камнерезного искусства в Калиниграде, посвященный 170-летию со дня рождения Карла Фаберже» (Калиниград, 2018) и Д.С. Дронова «Ювелирное искусство. Работы студентов Высшей школы народных искусств (академии)» (Санкт-Петербург, 2017).
С традиционным русским ювелирным искусством – финифтью – знакомят красочные издания В. Борисова «Ростовская финифть» (Москва, 1995) и «Русская финифть. Иконы на эмали XVIII – начала ХХ века» (Москва, 2021). Рождение, история этого промысла, различные русские школы финифти, прекрасные фотографии изделий собраны в этих альбомах.
С этими и другими изданиями о ювелирном искусстве можно ознакомиться в отделе искусств библиотеки.
31.01.2024 | Просмотров: 319