Поиск
Логин:  Пароль:  Регистрация
Поиск:

К архиву новостей

Международный день ювелира

Выставка документов

31 января отмечается Всемирный день ювелира. К этому дню отдел искусств подготовил выставку документов, посвященную ювелирному делу.

Человечество с древнейших времен старалось украсить себя и свой быт, придать красоту повседневным и праздничным делам, запечатлеть и увековечить исторические и эпохальные события созданием ювелирных изделий и инкрустацией предметов быта, произведений искусства. Для этого в разные времена и в разных странах использовались различные материалы – от ракушек и костей до сплавов благородных металлов и драгоценных камней. Самыми древними из известных ювелирных изделий считаются бусы из ракушки Нассариус, найденные в марокканской пещере, им 82 000 лет. Неслучайно бытует мнение: неизвестно, что появилось раньше – потребность в одежде или потребность себя украсить.

Драгоценные украшения всегда были показателем богатства и статуса. Массивный золотой обруч, надетый на шею вождя, выделял его и являлся символом власти. Богато украшенный эфес и ножны холодного оружия подчеркивали положение владельца. Посуда из драгоценных металлов, инкрустированная камнями и украшенная с помощью разных техник, указывала на влиятельность и состояние семьи. Богато оформленные предметы церковной утвари, оклады икон и церковных книг демонстрировали почтение и любовь к Богу. Личные украшения определяли место в иерархии общества и степень богатства владельцев.

Ювелирных дел мастера всегда ценились, их профессия была окружена ореолом загадочности и таинственности, ведь многим камням приписывались магические, целебные, энергетические свойства.

Книги Р. Ньюмана «Бриллианты, жемчуг, золото, платина, драгоценные камни» (Москва, 2012) и В. Пегель-Тайсен «Все об оценке алмазов» (Донецк – Днепропетровск, 2008) из фонда отдела повествуют о различных камнях, их месторождениях и добыче, способах обработки, критериях, приборах и инструментах для их оценки. Издания помогут грамотно подойти к выбору ювелирных украшений.

На Руси первые ювелирные изделия датируются IX веком. Мастера освоили разные техники обработки металлов: зернь, филигрань, скань, эмаль. Использовали ювелиры и драгоценные камни. Центрами русского ювелирного творчества были в разное время Великий Устюг, Вологда, Кострома, Новгород, Псков, Ярославль, Москва. После открытия в XVII веке месторождений уральских самоцветов, а в XIX веке – алмазов, рубинов, топазов, изумрудов Россия стала одним из центров ювелирного мастерства.

Становление и развитие золотого и серебряного дела в Древней Руси, технологические приемы обработки металлов и камней, анализ цветовых решений в ювелирных изделиях древнерусских мастеров, историю традиционного орнамента и символики раскрывает книга В.Н. Корсуня «Ювелирное искусство Древней Руси. Традиции мастерства» (Москва, 2013).

Развитие ювелирного дела в России иллюстрирует альбом «Русские ювелирные украшения XVI–XX веков из собрания Государственного ордена Ленина Исторического музея» (Москва, 1987). В альбоме собраны исследования истории русских ювелирных украшений. Каждый раздел соответствует определенному историческому этапу, предваряется пояснительной статьей. Издание богато иллюстрировано, содержит исторические справки о каждом изделии.

Самый известный русский ювелир – Петер Карл Густавович Фаберже. История его успеха, воспоминания близких, интервью с самим мастером собраны в книге Т.Ф. Фаберже «Фаберже и петербургские ювелиры» (Санкт-Петербург, 1997). Читателей также заинтересуют главы, посвященные новым исследованиям по истории фирмы Фаберже, статьи главного мастера фирмы Ф.П. Бирбаума, история общества «Русские самоцветы».

Продолжает тему русских ювелиров и общества «Русские самоцветы» книга Н.М. Сохранской «Юта Паас-Александрова» (Ленинград, 1990). Она рассказывает о выдающемся советском ювелире Юте Иоханнесовне Паас-Александровой, которая долгие годы проработала на заводе треста «Русские самоцветы» в Ленинграде главным художником. Она создала уникальные коллекции высокого ювелирного искусства и массовые украшения для потребителей, разработала необычную технику плетения металла и особые способы ковки. В ее работах – живость пластики, четкость графики, тонкость цветовых отношений. Издание богато иллюстрировано, собран каталог выставок ювелира, представлена объемная библиография.

О современном состоянии и развитии ювелирного искусства в Российской Федерации повествуют издания «Третий всероссийский конкурс авторского ювелирного и камнерезного искусства в Калиниграде, посвященный 170-летию со дня рождения Карла Фаберже» (Калиниград, 2018) и Д.С. Дронова «Ювелирное искусство. Работы студентов Высшей школы народных искусств (академии)» (Санкт-Петербург, 2017).

С традиционным русским ювелирным искусством – финифтью – знакомят красочные издания В. Борисова «Ростовская финифть» (Москва, 1995) и «Русская финифть. Иконы на эмали XVIII – начала ХХ века» (Москва, 2021). Рождение, история этого промысла, различные русские школы финифти, прекрасные фотографии изделий собраны в этих альбомах.

С этими и другими изданиями о ювелирном искусстве можно ознакомиться в отделе искусств библиотеки.

31.01.2024 | Просмотров: 319

Чтобы оставить свой комментарий зарегистрируйтесь и/или войдите на сайт, используя форму сверху

Министерство культуры Донецкой Народной Республики Портал «Культура Донбасса» Донецкая республиканская библиотека для молодежи Донецкая республиканская библиотека для детей им. С.М. Кирова Донецкий государственный академический театр оперы и балета имени А.Б. Соловьяненко Донецкий государственный академический музыкально-драматический театр имени М.М. Бровуна Донецкая государственная академическая филармония Донецкий республиканский художественный музей Донецкий республиканский краеведческий музей