Кинематограф Казахстана
Киноклуб «Верность»
14 ноября в дистанционном формате состоялась очередная встреча в донецком киноклубе «Верность». Программу сопровождала выставка изданий из богатейшего фонда библиотеки – «Колорит национального киноискусства».
Продолжая изучение особенностей кинематографии различных национальных культур, в этот день донецкий киновед Владимир Вербицкий погрузил участников встречи в мир казахского кино. Он подробно проанализировал историю становления казахского кинематографа, на развитие которого большое влияние оказало создание в Алма-Ате Центральной объединенной киностудии художественных фильмов.
Киновед осветил роль киностудии «Казахфильм» в годы Великой Отечественной войны. В Алма-Ату были эвакуированы творческие коллективы Москвы и Ленинграда. Братья Васильевы, В.И. Пудовкин, С.М. Эйзенштейн, И.А. Пырьев, Г.А. Рошаль, Ф.М. Эрмлер на киностудии «Казахфильм» работали для фронта и для Победы, снимая патриотическое кино. На большой экран выпускаются «Боевые киносборники» и выдающиеся художественные фильмы «Иван Грозный», «Суворов», «Минин и Пожарский», «Секретарь райкома», «Она защищает Родину», «Радуга», «Фронт», «Батырь степей». На казахском национальном материале построен фильм «Песни Абая» (1945), посвященный героям стихотворения Абая Кунанбаева «Весна».
Обратившись к история казахского кино послевоенных лет, Владимир Александрович рассказал о его жанровом и тематическом разнообразии. В русле историко-биографического жанра был создан фильм «Джамбул», посвященный казахскому поэту-акыну. Биография и произведения Джамбула Джабаева дали материал для эпического размаха картины.
Ведущей темой казахского кино становится патриотизм и интернационализм советского народа. Осмысливая события Великой Отечественной войны, казахские кинематографисты создают фильмы «Песнь о Маншук» и «Сказ о матери», явившие правду о человеке на войне. Серьезной удачей казахских кинематографистов стал фильм «Земля отцов» по сценарию известного поэта Олжаса Сулейменова. В образном строе картины утверждается идея дружбы народов, мысль о единой советской земле, ставшей общей Родиной.
Владимир Вербицкий напомнил, что важнейшим событием в жизни Казахстана явилось освоение целинных земель. На примере фильма «Вкус хлеба» киновед рассказал, как актуальный материал нашел свое отражение в киноискусстве.
Для просмотра и обсуждения был предложен казахский историко-приключенческий фильм «Транссибирский экспресс». Киновед рассказал об истории создания картины, съемочной группе и актерском ансамбле. Особое внимание Владимир Александрович уделил центральному образу советского разведчика Касымха Чадьярова («Веселого Фана») в исполнении народного артиста СССР Асанали Ашимова.
Наши искушенные кинозрители отметили высокое мастерство актера, сумевшего воплотить внешнюю – театральную игру, которую ведет герой-чекист, и его внутреннюю напряженную жизнь. Любовь к родной земле являют кадры поезда, мчащегося по территории Казахстана. Из окна вагона «Веселый Фан» видит родные места, и в его душе поднимается теплая волна воспоминаний о босоногом детстве, любимой девушке, отце и матери. Пронзительно эти чувства передаются в глазах героя, вдруг ставшего серьезным, задумчивым. Эти кадры убеждают, что любой ценой «Веселый Фан» – сын казаха – выполнит задание во имя своей малой Родины и большой советской страны.
15.11.2023 | Просмотров: 194