Реклама – двигатель торговли
Наши редкости
Реклама не только способ продвижения товаров и услуг, это время и эпоха, отражающие потребности социума и человека, это искусство передачи информации через художественные образы, композицию и слово. Одним из активных, действенных и мобильных средств информации и общения является рекламный плакат.
Именно сегодня, в День маркетолога, хотим представить альбом «Русский рекламный плакат», изданный в 2001 году, который является первым сводным изданием, знакомящим с русской и советской торгово-промышленной рекламой конца XIX – первой половины XX века. Авторами каталога выступили специалисты крупных библиотек и музеев России.
Как узнаем из вступительной статьи к изданию, «становление русского плаката по времени совпадает с утверждением в России стиля модерн. Эстетические принципы стиля – адресованность массовому зрителю, демократичность, стремление к эстетическому преобразованию среды, – отвечали самой природе плакатного искусства». Это время развития капиталистического хозяйства, роста внешних и внутренних рынков, растущее производство и технический прогресс, что и задает тон стилю рекламных плакатов дореволюционного периода.
Авторами плакатов выступали и известные художники, но их имена анонимны – как утверждает источник, «владельцы фирм и предприятий намеренно скрывали имена, боясь, чтобы конкуренты их не переманивали». В альбоме мы можем встретить узнаваемый сказочный стиль Ивана Билибина, который в 1903 году создал рекламу для Акционерного общества пиво-медоваренного завода «Новая Бавария». Творческий коллектив Владимира Маяковского и Александра Родченко создавал вывески и журнальные рисунки, рекламу для витрин и плакаты крупных государственных трестов, их стилем был конструктивизм, пришедший вместе с Новой экономической политикой. Стихотворные лозунги В. Маяковского требовательны, безапелляционны и ультимативны: «Трудящиеся, не страшны дороговизна и НЭП, покупайте дешевый хлеб!», «Самый деловой, аккуратный самый, в ГУМе обзаведись Мозеровскими часами!» и др.
С 90-х годов XX века многие помнят такие рекламные лозунги, как «Сникерсни! Не тормози!», «Имидж ничто – жажда всё», «Иногда лучше жевать, чем говорить», «И пусть весь мир подождет», в советский период можно встретить не менее интересные слоганы: «Электрополотёр – сохраняет силы, экономит время!», «Отличная закуска – питательная и вкусная», «Ребятам обязательно – чистить зубы тщательно!», «Арифметика простая – три копейки коробок! Сразу пачку покупая, экономишь пятачок!».
Продукция, которая чаще всего попадала на рекламные плакаты как в XX веке, так и сегодня, это технические устройства, например, швейная машинка фирмы Зингер, пишущая машинка Ундервуд, косметические и гигиенические средства, алкогольная и табачная продукция, а также продукты питания, например, французское печенье с разнообразием видов.
Альбом отличается своим качеством, приятно полистать листы мелованной бумаги с яркими креативными рекламными картинками в количестве 197 штук, некоторые из которых опубликованы впервые, созданными ведущими художниками-рекламистами XX века.
Вступительная статья раскроет особенности истории развития отечественного рекламного плаката.
Познакомиться с изданием можно в 23 кабинете, на 4 этаже, в часы работы библиотеки.
25.10.2023 | Просмотров: 207