Французский композитор и теоретик музыки эпохи барокко
Выставка документов к 340-летию со дня рождения Жана Филиппа Рамо
25 сентября в отделе искусств открылась выставка документов, посвященная Жану Филиппу Рамо (1683-1764), французскому клавесинисту, композитору, органисту, педагогу, скрипачу.
Жан Филипп Рамо – знаменитый композитор из Франции, прославившийся своими музыкальными экспериментами. Он был известен в Европе, служил придворным композитором у французского короля.
Музыкант был ближайшим современником Баха, Генделя и Скарлатти, но в отличие от них его карьера была заметно запоздалой.
Рамо по праву считается одним из основателей классического теоретического музыкознания. Большую роль в популяризации творчества Жана Филиппа Рамо сыграл Вольтер, высоко оценивший дарование композитора и давший ему поэтическое прозвище «наш Орфей».
С жизнью и творчеством музыканта знакомят издания: Т. Ливановой «История западноевропейской музыки до 1789 года. Книга 2» (Москва, 1987), М. Лобанова «Западноевропейское музыкальное барокко: проблемы эстетики и поэтики» (Москва, 1994), Алана Кендала «Хроника классической музыки» (Москва, 2006) и другие.
Жан Филипп Рамо появился на свет во французском городе Дижоне в семье церковного органиста. Музыкой занимался под руководством отца, от которого и унаследовал профессию. Отец был взыскательным учителем, и потому Жан Филипп научился играть на клавесине прежде, чем читать. К восемнадцати годам юный музыкант владел виртуозной игрой на клавесине, органе и скрипке.
На протяжении первых десятилетий своей карьеры Рамо работал органистом в разных провинциальных театрах. В сорок лет он обосновался в Париже, которого уже не покидал до конца жизни. Жил скромно, отдаленно от мира. В Париже, он сочинял музыку для столичных театров. Примечательно, что писал не только светские, но и духовные произведения.
Рамо не принадлежал к числу тех, кто рано добивается славы – признание пришло к нему лишь на склоне лет.
Среди популярных пьес Рамо следует отметить произведения «Курица», «Тамбурин», «Молоточки», «Дофина», «Перекличка птиц».
Музыкантам-исполнителям будут интересны нотные издания сочинений композитора: Ж. Ф. Рамо «Избранные пьесы для фортепиано (Москва,1964), «Французская танцевальная музыка XVIII-XIX веков» (Москва,1977), «Французская клавесинная музыка» (Москва, 1988), Ж.Ф. Рамо «Тамбурин: для скрипки и фортепиано» (Санкт-Петербург, 1998).
В историю мировой музыки Рамо вошел как теоретик направления барокко, создатель нового оперного стиля.
Решившись выступить на оперном поприще почти в пятидесятилетнем возрасте, Жан Филипп Рамо стал ведущим оперным композитором Франции. Он также не оставлял научную и педагогическую деятельность. Оперы и балеты композитора составили целую эпоху в истории французского музыкального театра.
Уже первые оперы Рамо являются высочайшим достижением французской музыки. Шедеврами его творчества стали лирические трагедии «Ипполит и Арисия», «Кастор и Поллукс». Вершиной музыкально-сценического мастерства Рамо признана опера-балет «Галантные Индии», пользующаяся успехом у режиссеров, исполнителей и публики и поныне.
В оперном творчестве Рамо использовал различные жанры: лирическую трагедию, комедии-балеты, итальянский жанр оперы-буфф. Жан Филипп Рамо стремился к синтезу музыки и драмы. Он использовал оперный оркестр для усиления драматизма спектакля.
С вокальным творчеством Жана Филиппа Рамо знакомят материалы сборника «Вокальная музыка Барокко: для голоса и фортепиано: Композиторы Англии, Франции, Германии. Тетрадь 2» (Санкт-Петербург, 2010). Издание будет полезно музыкантам для обогащения своего репертуара.
Послушать знаменитые произведения Жана Филиппа Рамо можно на раритетных грампластинках отдела искусств в исполнении Фридриха Липса, Игоря Комарова, Николая Петрова, Александра Кванова - Крамского, Григория Гинзбурга, Эмиля Гилельса.
25.09.2023 | Просмотров: 243