Вологодское кружево – культурное наследие России
Видеолекторий из цикла «Прелесть русского кружева»
То ли тонкий морозный узор,
То ли ветер над полем пшеницы…
Удивляют весь мир до сих пор
Рукодельем своим кружевницы.
Наталия Борисова
Кружево является одним из самых удивительных творений человеческой фантазии, которое зародилось как вид декоративного украшения тканевых изделий, а со временем обогатило сферу искусства, поразив человека роскошью замысловатых переплетений и ажурных узоров.
3 мая на виртуальной площадке отдела документов по экономическим, техническим и сельскохозяйственным наукам прошёл первый видеолекторий из цикла «Прелесть русского кружева», посвященный искусству и традициям кружевоплетения вологодских мастеров.
В ходе мероприятия сотрудник отдела документов по экономическим, техническим и сельскохозяйственным наукам рассказала об истории и традициях вологодского кружевоплетения, рисунках, орнаментах, инструментах и материалах, применяемых мастерицами Вологды. Ярким дополнением стало также выступление опытной кружевницы в технике коклюшечного плетения Людмилы Владимировны Безнощенко.
Вологодские кружева сочетают в себе аристократическое изящество и народную самобытную красоту. Особенно это касается ажурного кружева «вологодское стекло» или «вологодское окно» с многообразными «паучками» и «снежинками» на сквозном фоне. Изначально кружево плели не на коклюшках, а вышивали – нечто на манер современной вышивки-ришелье. Такой вид кружевоплетения бытовал в основном в Вологодском уезде, и именно здесь впоследствии коклюшное кружевоплетение, как промысел развивалось особенно интенсивно. Поэтому немудрено, что за кружевом закрепилось название «вологодское». Большое влияние на развитие орнаментального искусства кружевоплетения оказали старинные вышивки, орнаменты ткачества, узоры резьбы по дереву.
Главной отличительной чертой вологодского кружева является неповторимый крупный узор, вывязываемый толстой сканью (утолщенной нитью) в виде сплошной полотнянки (ленты-полосы полотняного плетения), расположенной на фоне узорчатого плетения. Как правило, скань белая, но в некоторых случаях используют и цветную. Чаще всего мастерицы используют растительный орнамент, но иногда он может иметь вид таких известных предметов, как гребешки, веера или подковки.
Кружевоплетение, как вид творчества, не потеряло своего значения в наши дни. Традиции вологодских кружевниц поддерживаются и в клубе любителей кружевоплетения и вязания «Чаровница», действующем на базе отдела документов по экономическим, техническим и сельскохозяйственным наукам Донецкой республиканской универсальной научной библиотеки. Мастера клуба – Тамара Шаповаленко, Людмила Безнощенко, Вера Харина – плетут разнообразные кружевные изделия, проводят мастер-классы, презентации, творческие встречи, передавая свои знания и умения всем, кто желает научиться искусству плетения кружева.
Всё это делает вологодское кружево уникальным феноменом русского искусства, золотым фондом национальной культуры, востребованным в современное время у женщин любых возрастов. Шедевры кружевниц с удовольствием носят и молодые девушки, что ещё раз доказывает красоту и утончённость этого удивительного вида ручного творчества.
Предлагаем ознакомиться с материалами видеоролика:
03.05.2023 | Просмотров: 351