Духовный поиск и религиозные сюжеты в творчестве Михаила Нестерова
Клуб «Художник»
20 апреля в дистанционном формате состоялась новая ежемесячная программа донецкого клуба «Художник», работающего при отделе искусств библиотеки. В программе участвовала художница Людмила Чубенко. На связи по скайпу были художники Татьяна Маловичко и Мансур Мухтаров.
Традиционно апрельская программа клуба посвящалась духовной теме в изобразительном искусстве и сопровождалась выставкой изданий из богатейшего фонда библиотеки – «Монументальные искания русских художников». Уникальные альбомы репродукций в этот день открыли страницы русской иконописи, церковных росписей, фресок. Были представлены новые поступления, переданные в дар Музеем древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева.
Участники программы обратились к личности Михаила Васильевича Нестерова. Жизненный и творческий путь художника освещается в издании Аллы Русаковой «Михаил Нестеров» (Ленинград, 1990). Альбом репродукций «Нестеров» (Москва, 2000) из серии «Мастера живописи» являет монументальные искания выдающегося русского художника. Его творчество выросло на почве православной духовной традиции. Христианское мироощущение Нестерова, его любовь к России во многом определили тематику и содержание его полотен и церковных росписей. Ведущая программы рассказала о картинах Михаила Нестерова «Пустынник», «Видение отроку Варфоломею», «Под благовест». Раскрывая тему «двойничества» на картинах Михаила Нестерова, ведущая проанализировала содержание полотен Два лада», «Философы», «Молчание».
Свыше двадцати лет своей жизни Нестеров отдал церковным росписям и иконам. Ученичество он проходил под руководством Виктора Васнецова, помогая расписывать Владимирский собор в Киеве. Прозвучала информация о монументальных росписях Нестерова в церкви Покрова в Марфо-Мариинской обители в Москве, построенной архитектором Щусевым. Нестеров не стал стилизовать свои росписи под древние новгородские фрески. Только в образах иконостаса художник использовал лаконизм и обобщенность первоисточников. Основные же росписи художник выполнил по-новому – по-нестеровски. Художник использовал импрессионистическую многоцветность. Таким образом, Михаилу Нестерову удалось в церковную живопись внести новое поэтическое мироощущение, новый стиль, новые краски. По характеру своего дарования Нестеров был не монументалистом, а лириком. Поэтому даже на стенах церкви он стремился создать станковую картину. Рассказывая о картине «Путь ко Христу», написанной Михаилом Нестеровым в Марфо-Мариинской обители на стене трапезной, ведущая раскрыла ее содержание как возможность выражения сокровенных нестеровских мыслей. Монументальная работа Нестерова «Путь к Христу» стали вершиной его духовно-религиозного цикла.
Подключившаяся к разговору Татьяна Маловичко рассказала о монументально-станковой живописи Виктора Васнецова во Владимирском соборе: «Крещение Руси», «Крещение князя Владимира», «Христос Вседержитель», а также о его триптихе «Радость праведных о Господе».
Этюды на духовную тему представила Людмила Чубенко. В основе своей, творчество художницы несет Божественное начало. Людмила Ивановна рассказала об авторских работах: «Всенуждающиеся и обремененные, придите ко Мне, и Я успокою вас», «Раздумья», «Молящийся Ангел». Содержание картин – глубоко символично. Образным языком художница показывает, какой нелегкий путь ведет человека в храм. «Стремясь к свету Божьему, каждый способен преодолеть трудности на этом неблизком, но благодатном пути», – утверждает Людмила Чубенко каждой линией, каждым образом своих прекрасных картин.
21.04.2023 | Просмотров: 469